Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
13 сентября 2015, 21:57

Фильм Александра Сокурова «Франкофония» произвел фурор на Венецианском фестивале

Фильм "Франкофония", снятый командой из 43 стран о необходимости спасения сокровищ Лувра, уже получил приз критиков. А Александр Сокуров заявил о том, что сегодняшние европейские деятели кино культуру ненавидят и слишком зависят от конъюнктуры и политики.

По словам Сокурова, его фильм о попытках спасти музей от нацистов не только о Лувре, и не только о 40-х. Он о сегодняшнем, об ИГИЛ, которое разрушает Пальмиру, обо всех, кто хочет уничтожать и властвовать.

"История ничему нас не учит...", "Никто не думает защищать нашу культуру...", "На то, что произошло в Пальмире, не осмелились бы даже нацисты..." - каждая из этих фраз, полная горечи и боли, могла бы стать эпиграфом к его "Франкофонии". Фильму, где нет ни слова о разрушенной Пальмире, стертом с лица земли Нимруде и о "варварах XXI века", зато есть оккупированный нацистами Париж и заколоченные в деревянные ящики сокровища Лувра. Но такой художник, как Александр Сокуров, смог, говоря о прошлом, заставить думать о настоящем т задаваться вопросом, а кем бы мы были без этих лиц, этих взглядов из других эпох.

События Второй мировой и "культурная чистка" исламистов сегодня. Была ли для Сокурова эта аналогия такой явной четыре года назад, когда началась работа над фильмом, — вопрос без ответа. Ясно одно — еще до того, как показательные "казни" произведений искусства стали массовыми, у него — режиссера и мыслителя — появилось ощущение, что о спасении музея-символа Европы должны узнать миллионы.

Француз и немец, демократ и аристократ, директор Лувра Жожар и граф Вольфф-Меттерних, отвечавший в нацистской армии за судьбу культурных ценностей. Спасение Лувра стало делом их двоих. В 1939 году Жожар буквально провел спецоперацию - по его приказу скульптуры и более 3,5 тысяч картин вывезли и спрятали в замках Луары.

А в 40-м Меттерних, рискуя карьерой, обошел директиву Гитлера возвратить сокровища в Париж. Но найдутся ли такие спасатели сегодня и долог ли путь от Пальмиры до Лувра? Сокуров не спрашивает напрямую, но будто бросает мостик между эпохами. В кадр попадает картина "Плот Медузы" Теодора Жерико. На полотне - плот с пассажирами из Сенегала, терпящий крушение. Это режиссер подводит к болевой точке всей Европы.

"Эти толпы, идущие по Европе, да у меня не  было того праздничного настроения, которое я видел внутри кадра. Когда австрийцы или  немцы аплодировали там. Их встречали как победителей этих людей. Я в большей части среди них видел молодых мужчин, молодых людей. И я спрашивал: а у вас там  Родина за спиной осталась? Кто будет решать ваши вопросы? И опять европейцы, итальянцы, французы, немцы… Кто будет решать сирийский вопрос? Кто будет решать ваши  проблемы вашей Родины, вашего Отечества?" - задает вопросы Александр Сокуров.

Режиссер и его чувство времени. В доказательство — не только "Франкофония" - шедевры мирового кинематографа, которые появлялись как сенсации, а вошли в историю как пророчества.

"Были режиссеры, которые склонны к такому предвидению, в том числе и политическому, тут самая яркая фигура - это Фритц Ланг, поскольку он жил во время, когда приходил фашизм. Он бежал от него и так далее и он предчувствовал это", - рассказывает киновед, культуролог Кирилл Разлогов.

По сути, в своем "Метрополисе" Ланг опередил время дважды - как режиссер и как политолог. Его фильм для 1927 года был все равно, что "Аватар" для 2009-го. Первый немой блокбастер с колоссальным бюджетом — почти два миллиона долларов. Но главное — образы были будто подсмотрены в будущем. Критики уверяют: в подземном городе угадывается концлагерь, в правителе — будущий Фюрер. Это при том, что фильм вышел за шесть лет до создания Третьего Рейха.

Образ диктатора, неуравновешенного, бредящего мировым господством, Ланг доведет до совершенства немного позже в картине "Завещание доктора Мабузе". И это ему уже не спустят с рук. Фильм запретят, а режиссер бежит во Францию, хоть перед отъездом и получит приглашение от Гебельса возглавить всю немецкую киноиндустрию.

"Художники большие предсказывают, предугадывают печали большие. Они, честно говоря, предупреждают, они призваны быть такими оракулами времени, предупредить, сказать: "Здесь будьте осторожны, здесь вас ждет то, будьте быстрыми или умными, или умелыми", и так далее и тому подобное", - говорит киновед, культуролог Даниил Дондурей.

Рассерженные молодые люди - образы и характеры бунтарей, которые в Европе и США в 1968 году вышли на улицы, кинематографисты  рисовали еще в начале 60-х. 

Годаровский Мишель из фильма "На последнем дыхании", рэевский Джим Старк из картины "Бунтовщик без идеала". Бесшабашные, не определившиеся в жизни, это ведь такие, как они, потом призывали заниматься любовью, а не войной.

Они угадывали повороты истории и настроения в обществе — философы в креслах режиссеров. Картина "Лицо в толпе" 1957 года о никому не известном парне, ставшим звездой благодаря СМИ, - фактически пособие по пиару. 

"Военные игры" - предупреждение о хакерах. Это при том, что в 1983-м Интернета в каждом доме и в помине не было.

Но что нужно поймать в воздухе, чтобы предугадать Чернобыль? Критики и ценители фильмов Андрея Тарковского не находят ответа. В его "Сталкере" одна из причин возникновения Зоны - авария на четвертом бункере. Через шесть лет - взрыв в четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС.

"В период расцвета советской власти, когда комсомольцы, стройки, Тарковский благодаря своей гениальности, дару, таланту, прозрению говорит о том, что впереди эта некоммуникабельность, впереди эти зоны, непонимание, что тебя ждет не природа, не общество, не какие-то отношения, а какая-то трагическая картина", - отмечает Даниил Дондурей.

Но важнее, чем угадать, предупредить - услышать и почувствовать новые проблемы. В 93-м фильм "Филадельфия" один из первых поднял проблему СПИДа, предрека, права человека с этим заболеванием будут отстаивать.

А вот картина "Антон тут рядом", хоть с была снята три года назад, но так точно поймала это желание — не обходить стороной людей с особенностями развития. И это тоже своего рода предвидение — понять, что общество готово к таким серьезным переменам, которые сегодня уже произошли.

"У меня была четкая задача, я ее поняла, когда села за монтаж. Я поняла, что это не какой-то другой человек, которого надо пожалеть, а это человек, который есть в тебе. Вспомни себя - и мир изменится. И даже на примере центра "Антон тут рядом" прямо видно, как меняются люди", - отмечает режиссер, киновед Любовь Аркус.

Меняются вызовы времени, которые для режиссера так важно распознать. Чтобы потом снять такое кинопредупреждение, как фильм "Она", где общение с операционной системой даст фору самому закрученному роману. И как тут не задуматься — а может, мы даже не подозреваем, до чего дойдет прогресс.

Террористические угрозы, природные катастрофы, господство техники над человеком — в кино это развлекает, но так сильно пугает в реальности. Ведь эти кинопослания зритель так редко воспринимает всерьез. Наверное оттого с такой грустью Александр Сокуров говорил перед премьерой своего нового фильма: мастер может лишь предупредить, настоящая история происходит по другую сторону экрана.

"Писатели, кинематографисты все время вбрасывают в общества мысли, чувства, идеи, но они не могут ничего изменить, и это настоящая беда. Единственное, что в силах кинематографиста, это обратится к вашей эмоции, к вашей душе, пока разум спит", - сказал Александр Сокуров.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей