Фильм Александра Сокурова «Франкофония» произвел фурор на Венецианском фестивале
Фильм "Франкофония", снятый командой из 43 стран о необходимости спасения сокровищ Лувра, уже получил приз критиков. А Александр Сокуров заявил о том, что сегодняшние европейские деятели кино культуру ненавидят и слишком зависят от конъюнктуры и политики.
По словам Сокурова, его фильм о попытках спасти музей от нацистов не только о Лувре, и не только о 40-х. Он о сегодняшнем, об ИГИЛ, которое разрушает Пальмиру, обо всех, кто хочет уничтожать и властвовать.
"История ничему нас не учит...", "Никто не думает защищать нашу культуру...", "На то, что произошло в Пальмире, не осмелились бы даже нацисты..." - каждая из этих фраз, полная горечи и боли, могла бы стать эпиграфом к его "Франкофонии". Фильму, где нет ни слова о разрушенной Пальмире, стертом с лица земли Нимруде и о "варварах XXI века", зато есть оккупированный нацистами Париж и заколоченные в деревянные ящики сокровища Лувра. Но такой художник, как Александр Сокуров, смог, говоря о прошлом, заставить думать о настоящем т задаваться вопросом, а кем бы мы были без этих лиц, этих взглядов из других эпох.
События Второй мировой и "культурная чистка" исламистов сегодня. Была ли для Сокурова эта аналогия такой явной четыре года назад, когда началась работа над фильмом, — вопрос без ответа. Ясно одно — еще до того, как показательные "казни" произведений искусства стали массовыми, у него — режиссера и мыслителя — появилось ощущение, что о спасении музея-символа Европы должны узнать миллионы.
Француз и немец, демократ и аристократ, директор Лувра Жожар и граф Вольфф-Меттерних, отвечавший в нацистской армии за судьбу культурных ценностей. Спасение Лувра стало делом их двоих. В 1939 году Жожар буквально провел спецоперацию - по его приказу скульптуры и более 3,5 тысяч картин вывезли и спрятали в замках Луары.
А в 40-м Меттерних, рискуя карьерой, обошел директиву Гитлера возвратить сокровища в Париж. Но найдутся ли такие спасатели сегодня и долог ли путь от Пальмиры до Лувра? Сокуров не спрашивает напрямую, но будто бросает мостик между эпохами. В кадр попадает картина "Плот Медузы" Теодора Жерико. На полотне - плот с пассажирами из Сенегала, терпящий крушение. Это режиссер подводит к болевой точке всей Европы.
"Эти толпы, идущие по Европе, да у меня не было того праздничного настроения, которое я видел внутри кадра. Когда австрийцы или немцы аплодировали там. Их встречали как победителей этих людей. Я в большей части среди них видел молодых мужчин, молодых людей. И я спрашивал: а у вас там Родина за спиной осталась? Кто будет решать ваши вопросы? И опять европейцы, итальянцы, французы, немцы… Кто будет решать сирийский вопрос? Кто будет решать ваши проблемы вашей Родины, вашего Отечества?" - задает вопросы Александр Сокуров.
Режиссер и его чувство времени. В доказательство — не только "Франкофония" - шедевры мирового кинематографа, которые появлялись как сенсации, а вошли в историю как пророчества.
"Были режиссеры, которые склонны к такому предвидению, в том числе и политическому, тут самая яркая фигура - это Фритц Ланг, поскольку он жил во время, когда приходил фашизм. Он бежал от него и так далее и он предчувствовал это", - рассказывает киновед, культуролог Кирилл Разлогов.
По сути, в своем "Метрополисе" Ланг опередил время дважды - как режиссер и как политолог. Его фильм для 1927 года был все равно, что "Аватар" для 2009-го. Первый немой блокбастер с колоссальным бюджетом — почти два миллиона долларов. Но главное — образы были будто подсмотрены в будущем. Критики уверяют: в подземном городе угадывается концлагерь, в правителе — будущий Фюрер. Это при том, что фильм вышел за шесть лет до создания Третьего Рейха.
Образ диктатора, неуравновешенного, бредящего мировым господством, Ланг доведет до совершенства немного позже в картине "Завещание доктора Мабузе". И это ему уже не спустят с рук. Фильм запретят, а режиссер бежит во Францию, хоть перед отъездом и получит приглашение от Гебельса возглавить всю немецкую киноиндустрию.
"Художники большие предсказывают, предугадывают печали большие. Они, честно говоря, предупреждают, они призваны быть такими оракулами времени, предупредить, сказать: "Здесь будьте осторожны, здесь вас ждет то, будьте быстрыми или умными, или умелыми", и так далее и тому подобное", - говорит киновед, культуролог Даниил Дондурей.
Рассерженные молодые люди - образы и характеры бунтарей, которые в Европе и США в 1968 году вышли на улицы, кинематографисты рисовали еще в начале 60-х.
Годаровский Мишель из фильма "На последнем дыхании", рэевский Джим Старк из картины "Бунтовщик без идеала". Бесшабашные, не определившиеся в жизни, это ведь такие, как они, потом призывали заниматься любовью, а не войной.
Они угадывали повороты истории и настроения в обществе — философы в креслах режиссеров. Картина "Лицо в толпе" 1957 года о никому не известном парне, ставшим звездой благодаря СМИ, - фактически пособие по пиару.
"Военные игры" - предупреждение о хакерах. Это при том, что в 1983-м Интернета в каждом доме и в помине не было.
Но что нужно поймать в воздухе, чтобы предугадать Чернобыль? Критики и ценители фильмов Андрея Тарковского не находят ответа. В его "Сталкере" одна из причин возникновения Зоны - авария на четвертом бункере. Через шесть лет - взрыв в четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС.
"В период расцвета советской власти, когда комсомольцы, стройки, Тарковский благодаря своей гениальности, дару, таланту, прозрению говорит о том, что впереди эта некоммуникабельность, впереди эти зоны, непонимание, что тебя ждет не природа, не общество, не какие-то отношения, а какая-то трагическая картина", - отмечает Даниил Дондурей.
Но важнее, чем угадать, предупредить - услышать и почувствовать новые проблемы. В 93-м фильм "Филадельфия" один из первых поднял проблему СПИДа, предрека, права человека с этим заболеванием будут отстаивать.
А вот картина "Антон тут рядом", хоть с была снята три года назад, но так точно поймала это желание — не обходить стороной людей с особенностями развития. И это тоже своего рода предвидение — понять, что общество готово к таким серьезным переменам, которые сегодня уже произошли.
"У меня была четкая задача, я ее поняла, когда села за монтаж. Я поняла, что это не какой-то другой человек, которого надо пожалеть, а это человек, который есть в тебе. Вспомни себя - и мир изменится. И даже на примере центра "Антон тут рядом" прямо видно, как меняются люди", - отмечает режиссер, киновед Любовь Аркус.
Меняются вызовы времени, которые для режиссера так важно распознать. Чтобы потом снять такое кинопредупреждение, как фильм "Она", где общение с операционной системой даст фору самому закрученному роману. И как тут не задуматься — а может, мы даже не подозреваем, до чего дойдет прогресс.
Террористические угрозы, природные катастрофы, господство техники над человеком — в кино это развлекает, но так сильно пугает в реальности. Ведь эти кинопослания зритель так редко воспринимает всерьез. Наверное оттого с такой грустью Александр Сокуров говорил перед премьерой своего нового фильма: мастер может лишь предупредить, настоящая история происходит по другую сторону экрана.
"Писатели, кинематографисты все время вбрасывают в общества мысли, чувства, идеи, но они не могут ничего изменить, и это настоящая беда. Единственное, что в силах кинематографиста, это обратится к вашей эмоции, к вашей душе, пока разум спит", - сказал Александр Сокуров.