Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
5 сентября 2015, 13:19

В Третьяковской галерее открылась выставка Павла Кузнецова «Сны наяву»

Сюжеты его картин действительно будто уведены во сне: нежные, спокойные, в какой-то степени даже уютные, которые хочется успеть как следует рассмотреть, пока не наступило пробуждение.

Свет переливается и вода струится. Полутона и линии задают движение. Предметы и лица тают в воздухе. Нарисованы будто вышиты - маслом или акварелью - яркие стежки превращаются в листья. Цветочная композиция - если присмотреться, можно увидеть больше.

"Она сквозная, и за ней мы видим прекрасный пространственный свет. Это принцип, который Кузнецов сохранит от символистского начала и до самых последних работ", - говорит куратор выставки Галина Цедрик.

Эксперименты с пространством - неиссякаемы. В нём встречается рифма - когда элементы, отражаясь, сплетаются в орнамент. Или чувствуется ритм, если линии горизонта, повторяясь, расчерчивают нотный стан - и как по нотам же выстраиваются фигуры. Иногда - целое созвучие сюжетов и персонажей. Они населяют вазы, чашки, кувшины и просто прячутся за окном.

Если натюрморт, то на фоне пейзажа. Картина в картине, чтобы еще раз подчеркнуть: пространство - безгранично. Порой настолько, что в реальность врывается воображение. Детали, которые даже в бытовые сцены добавляют чуть-чуть волшебства, какое бывает только во сне. Экспозицию так и назвали – "Сны наяву". И неожиданные решения здесь кажутся единственно возможными. Ну как, к примеру, изобразив торт, не превратить его в отдельное полотно для живописной импровизации?

Живопись с философским подтекстом. Картины, которые нужно созерцать. В них плывут вдали верблюды, неспеша готовят ужин люди. А синева ночного неба, вдруг озаряясь светом, становится почти космической. Цикл так называемых "степных" работ - впечатления от путешествия по Киргизии. Где авторское - явно, и намёк даже на классический сюжет читается не сразу.

"В его киргизской Венере нет совершенно ничего такого эротического, и спит она таким безмятежным младенческим сном. А над ней таким золотым, райским садом расцветает ковёр", - отмечает куратор выставки Татьяна Левина.

Ученик Серова и Коровина, он основал объединение символистов "Голубая роза". И вместе с ними еще в начале XX века поразил зрителей нежными, будто дымчатыми красками, ускользающими формами. Это по его работам мир составлял изначальное, совсем не типичное представление о новом советском искусстве - именно Кузнецов после революции и гражданской войны одним из первых художников выставлялся за границей - в Париже. В командировку отправил Народный комиссариат просвещения. Тема колхозного труда, коллективизации и больших строек в его живописи раскрывалась по-своему. Казалось бы, прозаичнее капусты, растущей в поле, и быть ничего не может, а у него выходил не качан - а цветок.

"Он находил источник вдохновения во всем - в красоте природы, в красоте, монументальности людей, и всего, что есть живого на земле. И когда ты смотришь на эти картины, когда ты видишь достаточно нетривиальные, нестандартные для того, что мы понимаем под соцреализмом ходы, ты понимаешь, что этот художник вписывается и вписан уже в историю не только отечественного, но и европейского искусства 20-30-х годов", - говорит директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Он любил путешествовать, ездил в Армению, в Крым, на Кавказ. В поездках искал и находил новые темы - совершенно разные. Экспериментировал с цветом - делая его порой слишком ярким - почти декоративным. Пробовал разные техники - чтобы добиться все той же прозрачности, иногда снимал с холста уже засохшие краски. Рисовал карандашом и тушью, делал литографии, даже вышивал. Вся полнота творчества Павла Кузнецова теперь - на одной выставке. Почти 230 работ художника - из музеев и частных коллекций - на несколько месяцев - в Москве.

Читайте также: