Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 июля 2015, 21:51

В рамках Венецианской биеннале проходят две выставки российского художника Григория Брускина

Над загадками русской души и русского искусства думают в Европе. В рамках Венецианской биеннале открылись сразу две выставки Григория Брускина. Автор устроил эксперимент и пригласил посетителей в путешествие во времени.

Церковь Святой Катерины по воле художника Григория Брускина превратилась в площадку для археологических раскопок. Но находки здесь явно не венецианского происхождения. У греческого дискобола на груди написано "СССР", а рядом – скульптура, напоминающая о мавзолее Ленина. В уникальном венецианском соборе XVI века зрителям предлагается совершить путешествие во времени и пространстве и представить, что через тысячи лет археологи обнаружат на территории бывшего Советского Союза.

Выходец из советского неофициального искусства Брускин прославился в конце 80-х после полотна "Фундаментальный лексикон" - своеобразной энциклопедии архетипов советской эпохи. Образы героев этой картины и составили "Коллекцию археолога". Для проекта художник вылепил гипсовые копии своих персонажей, затем разрушил, а обломки отлил в бронзе и закопал в итальянской провинции Тоскана на три года. Именно столько нужно, чтобы образовалась естественная патина - налет, как на исторических артефактах.

"Я как бы сел в машину времени, уехал на многие тысячелетия вперед, когда жизнь умерла и снова возродилась на планете, и археолог будущего раскопал неизвестную странную цивилизацию. Я увидел эти раскопки, которые произвели на меня огромное впечатление, и я украл у будущего эту картину, привез сюда и показываю зрителям", - рассказывает художник.

Фигурки - символы советской эпохи: пограничник с биноклем, пионер с горном, военные. С образами, которые знает с детства несколько поколений россиян, теперь знакомится интернациональная публика венецианского вернисажа.

"Это самая эмоциональная выставка, самая впечатляющая, потому что здесь можно глубоко ощущать чувство памяти и еще что-то, связанное с душой каждого человека", - говорит Джузеппе Барбьери.

По соседству с мнимыми раскопками, видимо для полного погружения в эпоху строительства коммунизма, на экране показывают слайды с обложками "Капитала" Маркса на всех языках.

"Это большой проект не только об истории и распаде Советского Союза, а о руинах идеологии, и это всем понятно. Конечно, идеология марксизма - это было важно для всех в ХХ веке, и для бьеннале это очень актуальная тема", - говорит директор Центра по изучению культуры России Университета Ка-Фоскари Сильвия Буррини.

Вообще, мир Брускина - это коллекция знаков и мифов. В этом можно убедиться и на другой выставке художника в Музее Кверини. Проект "Алефбет - Алфавит памяти" - это пять грандиозных гобеленов. На них тайные письмена и 160 фигур, ни одна не повторяет другую.

Поможет разгадать этот ребус интерактивная панель, здесь можно выбрать любого персонажа на гобелене и получить объяснение. Например, человек с головой льва, по замыслу художника, символизирует идею о перевоплощении душ, а обнявшаяся пара - это образ семейной жизни. Над эскизом гобеленов два года работали в одной из московских мастерских, достигнув плотности нитей и качества, сравнимых со средневековыми.

"Ни в одной стране кроме России я бы этого не достиг, потому что девушки, которые ткали вместе со мной, изображали на лицах тех людей, которых они ткали, если сосредоточенных ткали, то у них были такие же лица, то есть, они вживались в эти образы", - рассказывает Григорий Брускин.

Российскому участию в бьеннале уже 100 лет. Всемирная выставка современного искусства помнит, как в 1914 году в Венецианском порту пушечными залпами встречали корабль великой княгини Марии Павловны. Она открыла российский павильон, построенный по проекту архитектора Щусева. Помнит и как в 20-х годах прошлого века на самом видном месте выставляли портрет тогдашнего председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, но прятали в подвалах советской экспозиции рисунки уже тогда всемирно известного Казимира Малевича. Сейчас интерес к нашему современному искусству вновь растет, и русские выставки на бьеннале собирают огромное количество гостей в городских музеях и галереях, а на венецианских площадях звучит русская музыка.

Читайте также: