На Венецианской бьеннале представили «Коллекцию археолога» и «Алфавит памяти» Григория Брускина
Псевдо-артефакты советской цивилизации и грандиозные полотна, отсылающие к сакральным смыслам - в Венеции в эти дни проходят сразу две выставки известного российского художника Григория Брускина.
Чтобы передать особую атмосферу времени, в проекте "Коллекция археолога" мастер буквально похоронил свои скульптуры. А для разгадки таинственного "Алфавита памяти" даже создали интерактивную подсказку.
Церковь Святой Катерины по воле художника Григория Брускина превратилась в площадку для археологических раскопок. Но находки здесь явно не венецианского происхождения. У греческого дискобола на груди написано "СССР", а рядом – скульптура, напоминающая о мавзолее Ленина. В уникальном венецианском соборе XVI века зрителям предлагается совершить путешествие во времени и пространстве и представить, что через тысячи лет археологи обнаружат на территории бывшего Советского Союза.
Выходец из советского неофициального искусства Брускин прославился в конце 80-х после полотна "Фундаментальный лексикон" - своеобразной энциклопедии архетипов советской эпохи. Образы героев этой картины и составили "Коллекцию археолога". Для проекта художник вылепил гипсовые копии своих персонажей, затем разрушил, а обломки отлил в бронзе и закопал в итальянской провинции Тоскана на три года. Именно столько нужно, чтобы образовалась естественная патина - налет, как на исторических артефактах.
"Я как бы сел в машину времени, уехал на многие тысячелетия вперед, когда жизнь умерла и снова возродилась на планете, и археолог будущего раскопал неизвестную странную цивилизацию. Я увидел эти раскопки, которые произвели на меня огромное впечатление, и я украл у будущего эту картину, привез сюда и показываю зрителям", - рассказывает художник.
Фигурки - символы советской эпохи: пограничник с биноклем, пионер с горном, военные. С образами, которые знает с детства несколько поколений россиян, теперь знакомится интернациональная публика венецианского вернисажа.
"Это самая эмоциональная выставка, самая впечатляющая, потому что здесь можно глубоко ощущать чувство памяти и еще что-то, связанное с душой каждого человека", - говорит Джузеппе Барбьери.
По соседству с мнимыми раскопками, видимо для полного погружения в эпоху строительства коммунизма, на экране показывают слайды с обложками "Капитала" Маркса на всех языках.
"Это большой проект не только об истории и распаде Советского Союза, а о руинах идеологии, и это всем понятно. Конечно, идеология марксизма - это было важно для всех в ХХ веке, и для бьеннале это очень актуальная тема", - говорит директор Центра по изучению культуры России Университета Ка-Фоскари Сильвия Буррини.
Вообще, мир Брускина - это коллекция знаков и мифов. В этом можно убедиться и на другой выставке художника в Музее Кверини. Проект "Алефбет - Алфавит памяти" - это пять грандиозных гобеленов. На них тайные письмена и 160 фигур, ни одна не повторяет другую.
Поможет разгадать этот ребус интерактивная панель, здесь можно выбрать любого персонажа на гобелене и получить объяснение. Например, человек с головой льва, по замыслу художника, символизирует идею о перевоплощении душ, а обнявшаяся пара - это образ семейной жизни. Над эскизом гобеленов два года работали в одной из московских мастерских, достигнув плотности нитей и качества, сравнимых со средневековыми.
"Ни в одной стране кроме России я бы этого не достиг, потому что девушки, которые ткали вместе со мной, изображали на лицах тех людей, которых они ткали, если сосредоточенных ткали, то у них были такие же лица, то есть, они вживались в эти образы", - рассказывает Григорий Брускин.
Российскому участию в бьеннале уже 100 лет. Всемирная выставка современного искусства помнит, как в 1914 году в Венецианском порту пушечными залпами встречали корабль великой княгини Марии Павловны. Она открыла российский павильон, построенный по проекту архитектора Щусева. Помнит и как в 20-х годах прошлого века на самом видном месте выставляли портрет тогдашнего председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, но прятали в подвалах советской экспозиции рисунки уже тогда всемирно известного Казимира Малевича.
Сейчас интерес к нашему современному искусству вновь растет, и русские выставки на бьеннале собирают огромное количество гостей в городских музеях и галереях, а на венецианских площадях звучит русская музыка.