Французский режиссер Филипп Жанти привез на Чеховский фестиваль спектакль «Не забывай меня»
После Москвы спектакль Жанти увидят зрители Петербурга, Пскова, Екатеринбурга и Воронежа. Критики называют эту постановку "путешествием по океану подсознания", "визуальной поэзией".
Пускать журналистов за кулисы Филипп Жанти обычно строго-настрого запрещает. Все потому, что к секретам самого загадочного театрального режиссера на планете там будто бы становишься ближе. Но причудливые куклы, зловещие маски и манекены упрямо хранят тайну, как неживое на сцене становится живым.
"Знаете, самый приятный комплимент для меня — это шепот в зале, когда зрители в недоумении — где кукла, а где живой человек. Это, и правда, непросто — если б не знал, сам бы запутался. И в этом главный мой трюк - я хочу, чтобы на сцене у манекена и актера была одна жизнь, одна на двоих", - говорит режиссер Филипп Жанти.
В этой жизни они кружатся в танце, умирают, воскресают и делятся друг с другом страхами. Великий фокусник, кукольник и философ, Жанти не оставляет зрителю шанса понять, как механические создания превращаются в людей и вдруг вновь раскидывают безвольные пластиковые руки. Чтобы добиться максимального сходства с артистом, над каждым манекеном весом около 15 килограммов работают несколько недель. А дальше начинается магия.
"У каждого из нас есть двойник. Мы так к ним и обращается: двойник Анны, например. Чтобы привыкнуть к такому партнеру, нужно месяца три, не меньше. Потому что вы играете две роли — за себя и за него, и вы вместе рассказываете историю — вашу историю", - отмечает актриса Анна Мага Вигелиус.
Над каждой мельчайшей деталью реквизита работает целая команда художников. Вместе с режиссером они плетут эту историю — странную, смешную, иногда пугающую, понятную до конца только двоим: Филиппу Жанти и его вечной музе и жене — хореографу Мэри Андервуд, той, что всю жизнь записывала в тонкую тетрадь сны любимого мужа. Сны, которыми он всегда щедро делится со всем миром.
"Для Филиппа самое главное — образ, который он запомнил. Мы с ним вместе решаем, как этот образный ряд сопроводить — танцами, пением, просто музыкой. Так рождается сценарий, где главное - поиски смысла жизни, попытка понять, кто мы в этом мире, зачем пришли и куда уйдем", - поясняет хореограф Мэри Андервуд.
Впрочем, перед началом работы над самой романтичной своей постановкой "Не забывай меня" метели, сугробы и лыжники Филиппу Жанти вовсе не приснились. Крупными хлопьями снег падал за окном его палаты в норвежской больнице, где три года назад маэстро проходил реабилитацию после инсульта. Как оказался в Норвегии? Там в престижной театральной школе умоляли режиссера поставить спектакль. После долгих уговоров Жанти сдался.
"Я наверное один из самых преданных почитателей таланта Филиппа, я мечтал, чтобы он к нам приехал. Правда, каждый раз, когда я ему говорил, что увидел в его постановке тот или иной смысл, он говорил: "Нет, нет, ничего такого там даже близко нет", - рассказывает руководитель театральной школы Оливье Перроно.
Что в постановках Жанти есть точно — путешествие. Герои то танцуют под латиноамериканские ритмы, то оказываются на Северном Полюсе. Кочевать по миру, всегда быть в движении — это и про самого Жанти, который когда-то на крохотном автомобиле объехал 47 стран, 8 пустынь и везде давал кукольные представления. Хотя как говорит сам, всего-навсего рассказывал, каким видит мир с закрытыми глазами.
Спектакль Филиппа Жанти — один из самых ожидаемых на Чеховском фестивале. В зале — аншлаг, и после постановки артистов еще долго не отпускают со сцены. А зрители, кажется, остаются один на один с мыслью: а может это и был сон.