На столичных подмостках выступают номинанты премии «Золотая маска»
Кто победит, станет известно совсем скоро - уже 18 апреля.
Лекарство от бессердечия, страха и жестокости. Но зрителям его предлагают выпить не залпом, а по капле. Мистическая опера из Перми "Носферату", ей открылся 21-й фестиваль "Золотая маска", не пугает, а предупреждает. Спектакль - зеркало, где каждый видит свою темную сторону, перед которой сдается даже знаменитый мифический граф Дракула.
"Это была идея сделать оперу для нашего времени. То, что мы знаем сейчас, как театр - это в наших мыслях лишь иллюстрация книги, то что вы увидите сейчас - это такой ритуал, долгая медитация о нашей жизни", - рассказывает дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени Чайковского Теодор Курентзис.
Вместе с "Носферату" за "Маску" в номинации "лучшая опера" поборются сразу две классические постановки Большого: "Дон Карлос" и "Школа Влюбленных". А так же "Царская невеста" Михайловского театра. Из привычной костюмной мелодрамы история третьей супруги Ивана Грозного Марфы Собакиной превратилась в психологическую драму о любви.
"Это о взаимоотношениях человека и контекста, государственного и авторитарного, это взаимоотношения между людьми которые на фоне этого контекста вступают в человеческие любовные отношения и оказываются заложниками", - говорит режиссер Андрей Могучий.
Из Екатеринбурга в Москву прибыл и "Летучий голландец". Главный козырь этой версии оперы Вагнера баритон Александр Краснов - у него в этом году сразу две номинации на "Золотую маску" за лучшую мужскую роль.
Абсолютным рекордсменом по номинациям на маску в балете стала постановка Жана Кристофа Майо "Укрощение строптивой". Французский хореограф сделал акцент не столько на движениях, сколько на эмоциях, бьющих через край.
Шекспировские страсти бушуют и среди драматических спектаклей. Здесь фаворит - "Гамлет: Коллаж" московского Театра Наций, что неудивительно, когда за дело берутся маэстро высоких технологий на сцене Робер Лепаж и мастер глубоко погружения в образы Евгений Миронов, который за один спектакль умудряется сыграть сразу 11 ролей. В другой же пьесе Шекспира "Мера за меру", напротив, не будет главных героев. Так решил британский режиссер и напоминает на "Маску" Деклан Доннелан. Его постановка напоминает стихийную, неожиданную игру, а всем игрокам нельзя покидать сцену ни на минуту.
"Это, безусловно, важная для меня номинация, я не первый раз работаю с русскими артистами и всегда восхищаюсь вашими репертуарными театрами. Такого нет нигде в мире", - говорит режиссер Деклан Доннелан.
Увидят поклонники "Золотой маски" и нашумевший "Вишневый сад" Льва Додина. В его трактовке трагедия обретает новый смысл - к каждой личной драме примешивается приближающаяся историческая катастрофа. И её участниками оказываемся все мы, особенно когда актеры начинают спускаться со цены, в зрительный зал.
Кстати, в этом году организаторы фестиваля намеренно стирают какие-либо границы между театром и зрителем. Поэтому не удивляйтесь, если на выходе из метро вам предложат уроки актерского мастерства Станиславский и Немирович-Данченко или вы сами станете частью уличного представления.
"Золотая маска" выходит за пределы театральных залов прямо на улицы Москвы. До середины апреля артисты будут выступать на рынках и в библиотеках, а сегодня здесь в зале ожидания Ленинградского вокзала поет оперный хор из Екатеринбурга. В конце концов главная цель фестиваля сделать театр открытым и доступным для каждого.