Блистательному актеру и режиссёру Сергею Юрскому — 80!
С юбилеем Сергея Юрского поздравил Президент, который отметил в телеграмме безграничную любовь зрителей и поистине незабываемые работы в кино и театре. А ролей на счету Юрского десятки - яркие, запоминающиеся образы. Чего стоят его Остап Бендер, или, например, дядя Митя. А ещё - он просто замечательный человек, всегда готовый помочь.
Фразы из фильма "Любовь и голуби" быстро ушли в народ. Сам Сергей Юрский признаётся, колоритный дядя Митя стал одним из любимых его персонажей.
"Дядя Митя — абсолютно свободный человек. Такие люди ценят и рассветы, и закаты, и речку текущую, и листья опадающие. А дальше то, что тоже природой создано: кружечка пива, рюмочка водки и, собственно, всё", - рассказывает Сергей Юрский о своем персонаже.
Кажется, легко, на одном дыхании. С женой Натальей Теняковой они играли в этой картине так, будто веселили показной семейной ссорой близких друзей.
Он играет, как ставит; ставит, как пишет; пишет, как читает; читает, как переводит. И всё время в движении. На ходу же объясняет нам, почему наступление этих 80 лет ''юрского периода'' отмечает без пышных торжеств - супруга недавно попала в больницу.
Наталье Максимовне уже лучше. Но о личном Юрский говорит неохотно.
"Есть границы у него, конечно, очень сильные семейные, охранные. То есть наш дом никогда не был открытым домом. Типа заходи, кто хочешь и когда хочешь", - поясняет дочь Сергея Юрского, заслуженная артистка России Дарья Юрская.
Поворачивать ход жизни вспять он умеет. Сначала на третьем курсе юридического факультета, когда вдруг понял: работа следователя ему неинтересна, его стихия - это кино и театр.
Более 30 блистательных ролей в кино, 70 - в театре, 100 - на телевидении. Вот и сегодня у Юрского глаза всё так же горят, как когда-то у Бендера.
Он не только один самых уважаемых актёров - человек принципов, который, например, открыто дружил с Солженициным, когда писателя запрещали и считали диссидентом. Своим путём шёл к вере, взросшей на атеизме, после судьбоносного разговора с Отаром Иоселиани.
"Он снял с себя крест. И повесил на шею свой крест. Сказал: "Ходи с ним и никогда не снимай. Я тебе не дарю его", - вспоминает Сергей Юрский.
После того случая Юрский решил креститься и вскоре снова встретился с Иоселиани.
"Ты сейчас лучше?" - "Да, я лучше" - "Очень хорошо. Снимай крест". Он повесил себе его обратно на шею. Мы расцеловались. С тех пор виделись очень мало", - рассказывает Сергей Юрский.
Истинный интеллигент, который может тихо, не под камеры отдать крупную сумму из собственных сбережений на благотворительность, как он поступил во время телемарафона по сбору средств пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. Следить за тем, что он говорит, как интонирует, интересно и можно, кажется, очень долго, но он спешит, впрочем, как и всегда.
"Давайте заканчивать, а то мы заболтались. У меня Наташа. И она болеет, она одна", - говорит Юрский.