В Москве проходит выставка работ одного из самых знаменитых фотографов современности
Взгляд на "Моду и стиль в фотографии 2015" - так называется проект 9-й Московской международной биеналле - открывает всемирно-известный фотограф Альберт Уотсон. Персональная выставка автора, который снимал знаменитостей и работал с популярными журналами - теперь в Мультимедиа-Арт-Музее.
Снимок, который когда-то круто изменил жизнь начинающего фотографа - Альберта Уотсона. Своего Хичкока он снимал в духе фильмов знаменитого режисера.
"Я жутко волновался. Фото должны были напечатать в праздничном выпуске одного из модных журналов вместе с рецептом рождественской утки. Это была моя идея держать ее именно так. Это в духе Хичкока, когда кого-то душат", - говорит фотограф Альберт Уотсон.
Его называют "великим незнакомцем". Снимки Альберта Уотсона печатают миллионными тиражами в лучших журналах мира, а сам он привык оставаться за кадром. Каждый снимок разобран по деталям. И вот уже 500 застывших кадров Майкла Джексона сливаются в одной фотографии. Каждая работа - эксперимент. Над собой и своими героями.
"Порой на идею уходят месяцы, а иногда мгновения. Вот эту с Миком Джагером я придумал за одну минуту. Тогда снимали на пленку, по-настоящему, и пришлось леопарда и Мика Джагера посадить рядом", - говорит Альберт Уотсон.
Стива Джобса снимали сотни фотографов, но только Уотсону, как никому удалось разгадать компьютерного гения.
"Стив спросил меня: что я должен делать? И я сказал: представь, что сидишь за столом, а рядом - десятки настроенных против тебя людей. Стив сконцентрировался и смотрел вот так. Да, кстати, представляете он почти не моргал, хотя ему мешала вспышка фотоаппарата, да и съемки длились почти полчаса", - рассказывает Альберт Уотсон.
"Каждый снимок это чистый драйв, собственно так Уотсон мерит мир. Он смотрит и говорит: У этого человека огромная энергетика, это здание с этой точки излучает энергию. Вот это умение ловить и транслировать энергию причем чистую, позитивную и очень ясно ее отражать - это главное у Уотсона", - отмечает Ольга Свиблова.
Каждый снимок Альберта Уотсона как отдельный мир, уместившийся на застывших кадрах. И неважно, кто и что в центре сюжета - голливудская заезда или неизвестная девушка. На своих снимках Уотсон словно пытается подобрать ключ , который бы открыл мир каждого его героя и позволил бы увидеть там, за дверью что-то важное и даже таинственное.
Отправляясь в Россию Уотсон нашел в своем архиве снимки, сделанные в конце 80-х во время поездки в Советский Союз. Вспоминает, как хотелось запечатлеть всё. И таксиста, который вез его из аэропорта в гостиницу. И советские автомобили. И как пытался не упустить ни одной детали.
"Я помню, мы ехали на Мосфильм, хотели сделать там несколько снимков и проезжали мимо теплоэлектростанции. Было жутко холодно и от нее валил вот такой пар. Я конечно, сфотографировал. И вдруг мне захотелось совместить балетную пачку и электростанцию. Утонченное и хрупкое вместе с мощным и сильным", - вспоминает Альберт Уотсон.
В его архиве больше миллиона фотографий. Но сам он часто вспоминает только об одной, которая сохранилась не на пленке, а в памяти.
"Когда мне было 18 лет, я работал в Лондоне в Министерстве воздушного транспорта, и к нам приехал Юрий Гагарин, мне удалось пожать ему руку. Я помню эту встречу, будто она была вчера. Но я тогда не был фотографом и так жалею, что у меня нет его снимка", - говорит Альберт Уотсон.
Он и сейчас нет-нет, да и пересматривает свои снимки. Словно открывая в них что-то новое. И все также придумывает сотни идей для очередных фотографий, продолжая и дальше оставаться для всех "великим незнакомцем".