Юбилей художественной гимнастики отметили на сцене Мариинки
Зал Мариинского театра превратили в арену - и на неё вышли спортсмены. Так отметили 80-летие появления художественной гимнастики - она зародилась именно в Петербурге.
Красная дорожка у Мариинского театра появилась только под вечер. А поклонники стояли еще с утра. У подъезда, где встречают обычно оперных и балетных звезд, в этот день ждали атлетов, чемпионов, олимпийцев.
"80-летие художественной гимнастики" - чествование, которое намеренно организовали в Петербурге. Именно здесь, в Институте физкультуры, в начале прошлого века открылась первая школа неизвестного тогда еще вида спорта.
Своим появлением художественная гимнастика обязана Мариинскому театру. Первые спортсмены брали уроки хореографии у педагогов балетной труппы. Да и Институт физической культуры находился буквально в паре шагов отсюда. Так что, не случайно свой юбилей спортсмены отмечают на сцене императорского театра оперы и балета.
"Здесь родилась художественная гимнастика. Именно в этом театре. Когда на сцене танцевала Айседора Дункан, она ушла от балетных туфель, встала на полупальцы, и свободные движения тела родили основу того, чтобы родился вид спорта — художественная гимнастика", - говорит президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова.
С тех пор не умолкают споры: художественная гимнастика – это искусство или только спорт? У порога Мариинки этот диспут заканчивается как-то сам собой.
"Даже в борьбе это есть. Я должен вам признаться, не только в женственном, артистическом виде спорта, как художественная гимнастика, но и, казалось бы, в таком грубом, мужском виде, как классическая борьба, есть место для самореализации, творческого подхода, для артистизма, если угодно", - говорит трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин.
Как в Англии футбол, в Канаде – хоккей, у нас национальная гордость – художественная гимнастика. Это пока единственный олимпийский вид спорта, рожденный в России. Именно поэтому для организации юбилейного вечера была приглашена та же группа, что работала над церемонией открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. Историческое здание театра буквально перевернули: вместо зрительного зала – гимнастический ковер, а места для зрителей – на сцене. Тонны аппаратуры. И при этом никакой нагрузки на стены. С технической точки зрения – уникальная операция.
Но главное — получилось невероятно красочное и эмоциональное представление. Американский режиссер-хореограф Дэниэл Эзралов брался ставить шоу, а создал настоящий спектакль. Настолько заразился энергией Ирины Винер и ее подопечными, что даже во время интервью продолжает сочинять и придумывать.
"Обычно они подбрасывают булавы, а тут барабанят ими. Чтобы создать новый мир, новый мир художественной гимнастики, где нет противопоставления - искусство-спорт, а где они вместе. Новый спортивный номер и новый спектакль - с булавами, с мячами, с обручами и лентами", - говорит режиссер-хореограф Дэниэл Эзралов (США).
Настоящее открытие этого вечера – спектакль на музыку Стравинского "Весна священная". Балет, сто лет назад прославивший Вацлава Нижинского, Рериха и Дягилева, балет, который сегодня с успехом идет в Маринке, здесь исполняют гимнастки. Новаторство, которое зрители приняли абсолютно и безусловно. Аплодировали стоя. Даже искушенный маэстро Валерий Гергиев не скрывал эмоций.
Как призналась после спектакля Ирина Винер, задача стояла - показать потенциал художественной гимнастики, ее безграничные возможности. В этот вечер спортсменки доказали это в полной мере.