У Третьяковской галереи — новый руководитель
С её именем - связывают большие надежды. Зельфира Трегулова - специалист с мировой известностью, организатор культурных мероприятий, ставших сенсацией. Как теперь изменится выставочная политика Третьяковки и почему прежний директор лишилась поста?
Еще недавно она часами бродила по музейным залам и всматривалась в шедевры живописи. Но теперь Зельфира Трегулова на полотна смотрит не просто глазами знаменитого искусствоведа, а директора Государственной Третьяковской галереи. Признается: предложение возглавить музей, который по праву считается национальным символом, обдумывала несколько дней. И наконец решилась - судьбу легендарной Третьяковки взять в свои руки.
"Я представляла себе, какие существуют здесь традиции, что это за музей, что это уникальное для России и Москвы место, что это национальный символ. Быть директором Третьяковской галереи – это невероятная честь, но и невероятная степень ответственности", - говорит она.
Она еще не видела, каким будет ее кабинет, но, говорит - это вовсе не важно, главное, чтобы компьютер с интернетом был под рукой. За эту любовь к высоким технологиям, а еще - энергичность и креативность Зельфиру Трегулову в профессиональной среде называют одним из самых эффективных менеджеров в области искусства. Где бы ни работала - в Музее имени Пушкина, в Музеях Московского Кремля, которым отдала десять лет, или в Росизо, продвигала наше искусство за рубежом.
Была организатором выставок отечественных художников от Нью-Йорка до Берлина и каждую экспозицию делала настоящим событием. Один только проект "Казимир Малевич и русский авангард" видели в Амстердаме, Лондоне, Бонне.
Она не сомневается: о выставках в Третьяковке ещё больше будут говорить во всем мире, если возможности музея использовать на все сто процентов.
"В Лаврушинском переулке строится большое здание, и это позволит превратить эту часть Москвы в настоящий музейный портал с иными возможностями, которые можно предложить посетителям", - говорит Зельфира Трегулова.
Она уверена, что музей, который не нуждается в представлении, нуждается в развитии. По словам Зельфиры Трегуловой, центром притяжения должен стать не только музейный квартал - его строительство планируют закончить в 2018 году - но и Третьяковка на Крымском валу, куда туристы часто и вовсе не доходят.
"Это здание является частью культурного кластера, разворачивающегося сегодня по обе стороны Крымского моста, и мне кажется, что у Третьяковской галереи есть все возможности стать в значительной степени более привлекательной для посетителей, в том числе, для посетителей молодых", - отмечает Зельфира Трегулова.
Она признаётся, что наследие досталось не самое простое. О том, что в Третьяковке не все гладко, эксперты говорили не первый год. Темпы строительства нового корпуса недостаточно высоки, его стоимость завышена - эта проблема обсуждалась на заседаниях Правительства, к тому же - методическим центром главный художественный музей так и не стал. И так называемая "комфортная зона" с бесплатным интернетом, кафе и магазинами почти отсутствует.
"Все музеи живут по очень жёстким, серьёзным показателям. И эти показатели не идут вверх и нет программ развития, которые смогут повысить количество посетителей, создать комфорт для посетителей. Это всё сегодня Министерство культуры не удовлетворяет, и, конечно, нужно двигаться вперёд", – говорит директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Брызгалов.
Впрочем, бывший директор Ирина Лебедева уверена - за те семь лет, что была директором, смогла сделать главное - сохранить любовь к Третьяковке.
"Все знают всенародную любовь к Третьяковке, задача наша состояла в том, чтобы любовь сохранить и работать с публикой в новом современном формате", - говорит бывший директор Тертьяковки Ирина Лебедева.
Где после смены руководства революций не будет точно, так это в плане выставок. Он расписан до конца 2016 года. В Третьяковской галерее не сомневаются - все проекты будут реализованы. А значит, в один из главных музеев страны, как обычно, будут километровые очереди.