Остановилось сердце великой оперной певицы Елены Образцовой
Выдающейся певице и педагогу было 75, в последнее время она тяжело болела, но даже не все друзья знали, с каким серьезным недугом она боролась. Звезда мировой оперы обладала совсем незвездным характером, никогда не жаловалась, любила шутить и всех вокруг заряжала своей невероятной положительной энергетикой. "Все, что я делаю на сцене - это о любви и для любви", - говорила она.
Чтобы петь Кармен, как она, нужно превратиться в пантеру и босиком отплясывать хабанеру на сцене. Именно так уже много лет учат будущих оперных артистов. Ведь Елену Образцову называли лучшей Кармен мира. И ни одна певица из нашей страны никогда не была столь же желанна и любима на самых знаменитых оперных сценах. Ей рукоплескали в Гранд-опера, Метрополитен-опера, "Ла Скала" и, конечно, в Большом театре.
Минувшим летом Елена Васильевна отметила на его сцене свой последний день рождения. И не могла не спеть. Поклониться её таланту приехали лучшие друзья. И в тот день она была, кажется, абсолютно счастлива и, как всегда, шутила и смеялась.
"Такая какая-то атмосфера молодости. Как будто бы я вернулась в те годы, когда я очень много пела и ездила по всему миру, мне приятно, я им очень благодарна за то, что они все приехали ко мне. Для меня это праздник такой. 75 - это не 35, так что сильного праздника не ощущаю", - смеясь говорила Елена Образцова.
Звездой Большого театра Елена Образцова стала раньше, чем окончила Ленинградскую консерваторию в 24 года. На выпускном экзамене получила 5+. Больше такую оценку не ставили никому и никогда. Ту, с кем родной отец год не разговаривал за то, что не стала радиотехником, лучшие театры мира буквально рвали на части, а она соглашалась выступить, даже если неизвестную партию приходилось разучивать в ночь перед премьерой. Надеялась не на удачу, а на шпаргалки.
"Когда я пела в опере, уже в громадных театрах, самых лучших в мире, у меня везде были на всех мизансценах были бумажки расклеены со словами и ноты. Все говорили, приходили, как только бумажки видели все мои солисты, говорили: "О, сегодня Образцова поет", - рассказывала Елена Образцова.
Однажды оперу "Борис Годунов" пришлось даже остановить. Зрители прямо во время спектакля вызывали Образцову пять раз на бис. А все, кто хотя бы однажды оказывался с ней на сцене, вспоминают, что это были лучшие спектакли в их жизни. Потому что вокруг неё всегда море энергии. И лишь казалось, что все эти перевоплощения ей ничего не стоят. Возвращаясь в гримёрку, она падала на пол и часами лежала без сил.
"Я всегда делаю то, что мне нравится. То, что мне не нравится, я не делаю. Самое главное, я пела всегда тоже только то, что мне нравилось, никогда не пела то, что мне не нравилось. Однажды, когда я пришла в Большой театр, и меня вызвал Чулаки, один из самых лучших директоров Большого театра, потому что на моем веку было очень много их. И Михаил Иваныч Чулаки сказал: "Знаешь что, надо тебе спеть в "Оптимистической трагедии". Я говорю: "Вы знаете, я такая слабенькая, у меня такое слабое дыхание, я петь не могу". И он мне говорит: "Не хочешь петь - не пой, но никогда не ври", - рассказывала Елена Образцова.
Зрители всегда видели её настоящий смех и живые слёзы. Она не играла, а жила. Любила и ревновала, страдала, умирала и воскресала по-настоящему. И неважно — были это сложнейшие оперные арии, или романсы, любимые с юности.
Она была знакома с Марией Каллас. А Монтсеррат Кабалье приходила за кулисы, чтобы встать перед Образцовой на колени. И когда оперы ей стало мало, Елена Васильевна начала петь джаз и вышла на сцену, как драматическая актриса. Она руководила собственным фондом, фотографировала мир вокруг себя и писала заметки. А когда спрашивали: откуда силы, говорила, что просто пытается радоваться каждому дню.
"Был такой случай, очень смешной, когда я ехала в поезде, уже меня узнавали люди, но я еще не знала, что такое СВ и ездила в купейных вагонах, и две женщины у меня спрашивали: "Елена Васильевна, ну как ваша жизнь? Как ваша жизнь?" Я говорю: "Ну вот, все время чемоданы, гастроли, редко вижу семью, редко дома бываю. И вдруг дядька, который ехал вместе с нами, сказал: "А в каменоломнях работать не хочешь?" И он меня научил на всю жизнь", - рассказывала Елена Образцова.
Она всегда говорила, что уже начатое должно быть допето с первой до последней ноты. Остановиться невозможно. Лучше сначала умереть прямо на сцене, но всё-таки закончить петь. Режиссёр Франко Дзеффирелли говорил, что Елена Образцова — его потрясение. Каждый звук её голоса возносился к небесам и манил в неведомые и непостижимые дали. И она ушла, так много ещё не спев и так много оставив. Так больно сегодня всем, кто её знал и обожал. Но, главное чудо — голос, энергия и бесконечность таланта великой певицы — навсегда остались с нами.
Соболезнования родным, близким, а также почитателям таланта великой русской певицы выразил Владимир Путин. Коллеги Елены Образцовой говорят: её уход стал невосполнимой потерей для мировой культуры. Елена Васильевна была настоящей легендой лучших оперных сцен мира и очень ярким человеком.
Проститься с Еленой Образцовой можно будет в среду в Большом театре в течение всего дня. А 15 января в храме Христа Спасителя пройдет отпевание, начало панихиды - в полдень. Похоронят народную артистку СССР на Новодевичьем кладбище.