В Петербурге представили большую премьеру — «Царь Борис» по опере Мусоргского «Борис Годунов»
В Санкт-Петербурге для ценителей высокого искусства приготовили необычный новогодний подарок. Михайловский театр выбрал для первого в этом году спектакля оперу "Борис Годунов" Модеста Мусоргского.
Причём, это первая, оригинальная партитура, которая ставилась на сцене буквально несколько раз. Усилить эффект помогают и старинные инструменты, поэтому в результате получилась версия "Годунова", которую даже сам автор не слышал.
Казалось бы, странное решение для оперного жанра. Отрывки из "Истории государства Российского" зачитывают на сцене, и не раз. Как поясняют создатели, текст Карамзина помогает погрузиться в атмосферу тех лет. Костюмы же героев, как и декорации – напротив, просты и лаконичны, они лишь обозначают для зрителей ключевые моменты - престол, народ, тёмное смутное время.
В театре постановку "Царь Борис" принципиально не называют оперой. Это музыкально-литературное произведение, в основе которого лежит нетронутый оригинал Модеста Мусоргского.
Дело в том, что знаменитый композитор написал две партитуры для "Бориса Годунова". Первую, авторскую, он представил в 1869 году. Но в постановке было отказано. Официальная причина – отсутствие выигрышного женского образа. Мусоргский переписал произведение, и лишь тогда состоялась премьера. Вторую версию услышал весь мир, а вот первая, оригинальная, ставилась всего несколько раз. Поэтому музыканты, как и зрители в зале, чувствуют себя отчасти первооткрывателями Мусоргского.
Сергей Лейферкус тоже впервые столкнулся с партией Бориса Годунова. Всемирно известный певец её ни разу не исполнял – он специально прилетел в Россию ради двух представлений. За трагической историей царя "не по крови" он видит другое: человека, которого мучает глубокий комплекс вины перед собой и перед народом.
"Партия вырывает сердце из тебя. И она не может исполняться просто как певческая партия. Это в первую очередь драматическая партия", - говорит он.
Дирижёр Владимир Юровский специально пригласил 30 британских музыкантов, которые играют на исторических инструментах, чтобы звучание оригинальной партитуры было схожим с представлениями Мусоргского в XIX веке. Так, первая скрипка на вид – как и остальные в оркестре. Но струны - не металл! Они скручены из овечьей шерсти. У аутентичных инструментов даже частота звука – другая.
"Вместо 442 Герц для ноты "Ля", здесь 438 Герц. И для людей с абсолютным слухом звучание получается чуть ниже", - поясняет Маргарет Фолтнесс, первая скрипка, концертмейстер Оркестра Эпохи Просвещения.
"Эта опера никогда вообще не исполнялась на тех инструментах, для которых она была написана. И даже сам автор никогда этой версии не слышал. Поэтому множатся непривычность самого звучания инструментов на непривычность партитуры", - говорит художественный руководитель постановки, главный дирижёр Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский.
Поэтому сказать, что "Царь Борис" - это очередная постановка Мусоргского, нельзя. Скорее, это попытка заняться музыкальной археологией, в которой слой за слоем проявляются новые смыслы и звучания.