Выставку, которая длилась несколько минут, но навсегда осталась в истории, вспоминали в Париже
Сорок лет назад советские художники, не принятые и не понятые властью, попытались устроить вернисаж на окраине Москвы. Акция обернулась жестокой расправой: по искусству - в прямом смысле - проехал бульдозер. Отсюда и название - "Бульдозерная выставка". Тот разгром - стал знаковым событием эпохи. Весь мир узнал - за железным занавесом существует не только официальная культура.
Для жителей спальных районов столицы, Беляево и Коньково, эта история, действительно, из другой жизни. Сегодня здесь ничто не напоминает о том событии.
Битва искусства и системы продолжалась не больше часа, победила система. "Против лома нет приема", против бульдозера и подавно. На борьбу с художниками нонконформистами осенью 1974 власть бросила тяжелую технику.
Одна из самых известных акций неофициального искусства в СССР вошла в историю, как "Бульдозерная выставка". О ней накануне вспоминали на творческом вечере в Париже. Почему Франция? Да потому, что многих из тех художников выдворили из страны. Некоторые переехали во французскую столицу, где и работают до сих пор.
Сюжеты картин московских художников-авангардистов в тем времена не вписывались с официально призванные каноны социалистического искусства. Соцреализмом там даже и не пахло. Для такого творчества у власти было одно емкое название - "чернуха". А значит запретить, разогнать и уничтожить. Что и было сделано.
Олец Целков, Эрик Булатов, Оскaр Рабин и другие. Выставлять на родине свои работы, в залах или павильонах, им попросту не давали. Квартирные показы проходили с соблюдением всех правил конспирации. Их работы покупали, коллекционировали и нелегально вывозили из страны иностранные дипломаты, но советский человек о них даже и не догадывался. И художники решили действовать.
"Пришла идея группе художников устроить выставку на улице. Улица чем была хороша - тут невозможно было цензуры осуществлять. Но советские власти - они не мыслили жить без цензуры. Во всех областях - и в искусстве то же самое", - говорит художник Оскар Рабин.
Как разогнали выставку на Беляевском пустыре, мир увидел благодаря журналистам иностранных телеканалов, аккредитованным тогда в Москве. Хотя назвать это выставкой было бы ошибкой, ведь картин толком никто и не увидел. Около сотни милиционеров в штатском, сотрудники КГБ, рабочие спешно приехали якобы для благоустройства лесопарка. Картины ломали, бросали на землю, топтали, давили бульдозерам, а самих художников обливали грязной водой. Некоторых арестовали.
"Выйти на улицу и показать эти работы - это был экстраординарный, конечно, поступок, и я думаю, что это был очень важный пример того, что люди в какой-то момент поверили в то, что можно сделать нечто, что диктует их собственная воля и собственная совесть", - говорит Михаил Швыдкой.
Резонанс от разгона выставки на Западе был настолько велик, что фактически обернулся международным скандалом. Советские власти уступили и через две недели разрешили провести подобный показ на открытом воздухе в Измайлово. С тех пор выставки авангардистов со скрипом, но все-таки проводились в СССР.
Как ни старалась власть побыстрее забыть о конфузе, ей не давали. Бульдозер и неофициальное искусство в нашей стране - тема многочисленных анекдотов и пародий.
Организаторы "Бульдозерной выставки" еще до ее проведения понимали, что о художественном событии речи не идет, это будет вызов режиму. Сорок лет назад художники-авангардисты попытались отстоять свое законное право выставляться. Простое человеческое желание - быть увиденным.