Образ «плохого русского» вновь вернулся в голливудское кино
То, что вы хотели узнать о мафии и боялись спросить, выставили напоказ итальянские полицейские. Они сняли и выложили в сеть обряд посвящения в ряды самого закрытого из мафиозных кланов, калабрийскую ндрангету.
Все, оказывается, не так, как в кино, съемки которого, по легендам, консультируют сами мафиози. Ни поцелуев, ни перстней на пальце дона, ни реплик типа - придет однажды день, и я обращусь к тебе за помощью. Судя по записи, мафиози берутся за руки и клянутся памятью великих героев - Гарибальди, Ламарморы и Мадзини. Заканчивается обряд напутствием - всегда оставляйте в стволе одну пулю, она для вас.
Получается, что никому нельзя верить - даже честным донам, которые помогают снимать про свою жизнь фильмы. Ничего личного - просто бизнес. С каким хохотом, наверное, они встречают реплики типа "Мафия бессмертна" и "Крестный отец сделал предложение, от которого невозможно отказаться". И вспомнила, как смеялись в Советском Союзе, глядя голливудские фильмы про генерала Гоголя и полковника Пушкина. Но оказалось, что сегодня это уже не так смешно, образ плохого русского - снова в топе голливудских злодеев. Причем вернулся он задолго до конца "перезагрузки".
Министр иностранных дел России был рад встрече с госсекретарём США. А она, похоже, не очень. На фоне классической продукции Голливуда — это сцена чуть ли не о российско-американской дружбе. Роль главы МИД играет Игорь Жижикин. В Америке его зовут Айгор. Редкий случай, когда актера одинаково любят и российские, и западные кинопродюсеры за колоритный образ злодея.
"Я имею в виду плохих парней там в Голливуде, допустим, но мне нравится это амплуа, вот мне лично. Я сам прошу своего агента, чтобы мне поискали такие пробы, чтобы я поехал, мне нравится играть такие роли", - говорит актер.
Герой Жижикина, по законам жанра, конечно, чаще проигрывает хорошему американскому парню.
"В голливудских фильмах русские играют отрицательных персонажей, потому что это наше кино - про американцев. И хорошие поэтому американцы. Но нам же надо выбрать и отрицательного? Ими могут быть другие американцы, но лучше взять все-таки русского, японца и китайца", - объясняет продюсер, президент компании "Двери в Голливуд" Боб Ван Ронкель.
"Сейчас плохих китайцев в американском кино почти не встретишь. Я могу вспомнить только старый про злодея Фу Манчу 70-х годов", - говорит зрительница в китайском кинотеатре.
Девушка из Пекина, как и другие китайские зрители, действительно не знает, что голливудские герои раз за разом побеждают их соотечественников. Потому что такие фильмы в Китае просто запрещают, или вырезают некоторые сцены, как было в недавней серий про Джеймса Бонда. Драку в шанхайском казино в Китае не видели.
"Цензура не пропускает грубостей и оскорблений Китая. А голливудские прокатчики боятся терять миллиардную аудиторию. Поэтому плохих китайцев убрали. Их просто заменили на других азиатов", - поясняет кинокритик, главный редактор журнала "Смотри кино" Чжан Гаоли.
Теперь если кто-то с азиатской внешностью и пытает Анжелину Джоли, то северокорейцы. Там ведь все равно не покажут. Во времена "холодной войны" примерно такое отношение было к Советскому Союзу. В боевиках русских же представляли пьяницами, бандитами либо сотрудниками КГБ, угрожающими интересам США.
"Но русские остаются удобными злодеями. Знакомыми. Легким стереотипом. Важным является то, что еще со времен "холодной войны" для большинства американцев представляют серьезную угрозу. Северная Корея не может тягаться с ядерным потенциалом США. Россия и США обладают серьезным запасом ядерных боеголовок, которые находятся в боевой готовности и направлены в сторону врага", - говорит профессор истории и директор Института ядерных исследований Питер Кузник.
Первый известный фильм, где положительный герой из Советского Союза — это перестроечная "Красная жара". Шварценеггер в роли советского милиционера Ивана, конечно, нелепый, но такой обаятельный. Он полюбился советским зрителям, несмотря на акцент. Казалось, что с его появлением на экранах началась новая эпоха отношений с Западом. Русские с американцами могут вместе противостоять злу. Голливуд, и правда, открыл для себя новых русских. Они оказались не столько опасные, сколько смешные. И по-русски говорят еще хуже, чем по-английски.
"Я подошел к Спилбергу и говорю, слушай Стивен, а вот они как-то странно чуть-чуть говорят. Он говорит, в смысле, ты понимаешь, что они говорят? Я говорю: да понимаю, а в чем странность? Я говорю - акцент у них не тот. Он говорит: да мне плевать. Все зрители примерно понимают, что это не наши, и все", - рассказывает актер Игорь Жижикин.
Фильм 1995 года. Бонд сражается с героем Советского Союза, а тот во время погони хлещет водку. Даже на танк не может отвлечься от своей фляги.
В другом фильме, "Святой" 1997 года, главный злодей украл всю нефть в России и спрятал ее в резервуаре прямо под московской высоткой. Здесь просто коллекция штампов — трехкратные поцелуи, водка и знакомые фамилии. Еще в "Бонде" начала 80-х КГБ руководит генерал Гоголь. Теперь тоже знакомые все лица: "президент Карпов преодолеет нехватку нефти, которая уже убила множество россиян", "Я - Лев Андропов, полковник космического агентства".
Космонавт Андропов появляется в фильме "Армаггедон" — это более поздний период. Но образ прямо из начала 90-х. Здесь и отношение американцев к русским заслугам в космосе - космонавт Андропов чинит американский корабль, как старый "запорожец" и даже на орбите не снимает шапку-ушанку и майку со звездой.
"Если уж в космосе носят шапки-ушанки, то куда деваться простым москвичам? Не будем выделяться. Современная Россия, конечно, боролась с этими образами - балалайки, медведя, ядерных чемоданчиков и прочей хохломы. И Америка как будто откликнулась — началась перезагрузка". Перезагрузка — это как раз то, что изображали герои Игоря Жижикина и Сигурни Уивер.
Глава МИД Лавров впервые встречался с Хиллари Клинтон. Только подарком был не чувашский платок, а символическая кнопка "перегрузки" (с ошибкой) от тогдашнего Госсекретаря.
В начале двухтысячных вышли фильмы, в которых русские не только друзья, но даже герои. "К-19" - лента о подвиге советских подводников. Главными врагами Голливуда были назначены арабские террористы.
"Была надежда, что Обама улучшит отношения с Россией, и он пытался. Но окружение это не поддержало... Вдруг после затишья кинокомпании выпустили серию боевиков про "руку Москвы". Плохие русские стали появляться повсюду, даже в мультиках. Это подпитывало риторику об идее превосходства США. И о том, что русские — агрессоры и хотят возродить империю", - отмечает профессор Питер Кузник.
Сегодня из-за событий на Украине об имперских амбициях Москвы пишут чуть ли не в каждой западной газете. Но продукция Голливуда появилась раньше. Если не сказать - заранее. Говорят, что в Голливуде миллионы просто так не вкладывают. Сначала Тома Круза отправили с "невыполнимой миссией" на разведку в Кремль. И новый "Крепкий орешек" приехал Москву спасать мир. Эти русские уже не такие смешные. А диалоги стремятся на уровень единственного нашего антироссийского фильма "Брат-2".
Но самым антироссийским, вероятно, может считаться фильм "Солт" про агентов, глубоко внедренных во властные структуры США с целью уничтожить Америку. Его производство начиналось, когда с "холодной войной", казалось бы, попрощались. "Солт" показывает других русских: опасные, гениальные, жестокие, готовы умереть за идею.
Непонятно, как эти люди в шапке-ушанке летают в космос. И как они, распивая водку на ржавой барже, убили-таки президента США и заменили на своего агента. Насмотревшись такого, американец не сможет спать спокойно. Тем более, "холодная война", как в кино, возвращается. И непонятно - это "Фабрика грез" создает реальность или реальность пять лет назад не предвещала потепления в отношениях с Западом.