В Эрмитаже открылась выставка редких экспонатов, восстановленных реставраторами
В главном музее Северной столицы представили результаты многолетней работы, которая обычно скрыта от глаз посетителей. Более 250 уникальных экспонатов, многие из которых были практически полностью уничтожены, получили вторую жизнь благодаря кропотливому труду реставраторов. Для возрождения некоторых шедевров даже пришлось создавать специальные инструменты - копии исторических.
Груда переломанных деревяшек – это всё, что осталось от царских экипажей после блокадных бомбежек. Собрать кареты помогли инструменты 18 века! Изучив старинные стамески и рубанки, нынешние мастера разгадали секреты технологий прошлого.
"Это все-таки парадная карета и она должна выглядеть парадно. Но в то же время мы должны постараться историю сохранить. Я думаю, что какие-то осколки мы будем оставлять", - говорит заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа Владимир Градов.
Отечественные реставраторы само слово "реставрация" не любят. В переводе с латыни оно означает "восстанавливать". А надо сохранять все наслоения истории на предмете, чтобы в будущем ученые могли открывать его новые свойства, его тайны.
"Об утраченной цивилизации, в которой когда-то люди жили, как они думали, их изобразительное искусство, их литература", - говорит художник-реставратор лаборатории монументальной живописи Государственного Эрмитажа Елена Степанова.
Каждый год из археологических экспедиций Елена и Артем Степановы привозят полусырые куски глины. Только их опытный глаз способен заметить на них следы настенной живописи. Нужны годы кропотливого труда, чтобы проявилась такая роспись: VI век, Согдийская цивилизация. Ничего подобного нигде в мире больше нет.
"Задача реставратора, как у врача – не навредить. Сохранить, не привнести ничего своего, не сделать красиво, а сделать правильно", - рассказывает куратор выставки "Реставрация в Эрмитаже" Наталья Полевая.
В Эрмитаже решили показать широкой публике работы своих реставраторов. Получилась выставка на несколько залов - 260 предметов, многие из которых почти никогда не выставляются, а некоторые уже давно стали символами музея.
Несмотря на кажущуюся массивность, эти вазы очень хрупкие. Отвозить в лабораторию их нельзя. В таких случаях мастера приходят работать прямо на выставку. И если заглянуть за ширму, можно понаблюдать за их ювелирным трудом.
В Эрмитаже 14 научно-реставрационных лабораторий. Здесь работают с вещами весом от нескольких тонн до сотых долей грамма. И если в мебельной мастерской в ходу инструменты 18 века, то в ювелирной – уже какие-то космические аппараты.
"Чуть больше 30 микрон — это в два раза тоньше человеческого волоса. Нельзя нагревать, нельзя мочить. Нам пришлось создать машину, которая сваривает именно такие тонкие вещи", - сообщил заведующий лабораторией научной реставрацией Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель.
Эти ювелирные украшения – кинематические заколки: порыв ветерка заставляет фигурку двигаться. Трудно поверить, что у дракона была сплющена голова, у Феникса оторваны крылья. На выставке под экспонатом всегда будет подпись, что-то вроде: предмет из коллекции Екатерины II, филигрань, Китай, 18 век. А вот имени реставратора не напишут - не принято.
Выставка рассказывает о том, насколько изменились за последние годы возможности реставраторов. При нынешних технологиях они способны вернуть к жизни предмет, который практически превратился в прах. И при этом имена этих мастеров мало кому известны. Их работы почти всегда остаются за кадром.