Большая театральная премьера: балет «Татьяна» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Эксперимент с костюмами, неожиданные образы главных героев, и пластика, которая сильнее слов. В Москве выдающийся хореограф Джон Ноймайер представил абсолютно новое, современное прочтение романа "Евгений Онегин". Мировая премьера балета состоялась в Гамбурге в июне, а теперь спектакль увидела российская публика.
Сон, в котором всё смешалось - воспоминания, любовь и несбывшиеся мечты. Легендарный хореограф Джон Ноймайер на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко представляет свою версию "энциклопедии русской жизни".
История безграничной и безответной любви поразила Ноймайера в самое сердце. Несколько лет хореограф жил лишь пушкинским "романом в стихах". Перечитывал снова и снова, переживая судьбы персонажей, искал и, кажется, нашел главную и единственную героиню своего балета - "Итак, она звалась Татьяной".
"В пушкинском "Онегине" меня поразили и характеры, и отношения, и, в первую очередь, образ Татьяны. Ведь именно она проходит развитие от дикарки, совершенно юной девушки, которая влюбляется до беспамятства и терпит разочарование, до зрелой женщины, которая способна уравновесить свои чувства. Огромный внутренний мир с одной стороны, и иррациональность - с другой", - говорит хореограф, руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер.
Каждая репетиция Ноймайера - неповторимый мастер-класс для артистов, воспитанных на классическом репертуаре. Работая над "Татьяной", он так же, как и в чеховской "Чайке", поставленной несколько лет назад в этом же театре, ищет для каждого героя свой неповторимый пластический язык.
"Пушкин — это мировое достояние, как Шекспир или Ибсен, которые принадлежат всем нам. И мой балет - это вовсе не новый перевод, я не собирался ставить нового "Онегина". "Татьяна" - это все те эмоции, все чувства, которые возникали у меня, когда я перечитывал это величайшее произведение", - говорит хореограф.
Роль Татьяны исполняет приглашенная прима-балерина "Мариинки" Диана Вишнёва, всегда превосходно танцующая и классику, и современную хореографию. Для Ноймайера это идеальная исполнительница его героини.
"Здесь более трагическая история Татьяны, здесь эмоции не то что сильные и глубокие, здесь эмоции, они уже, знаете, где-то в персональную жизнь уходят, глубокими корнями из того, что ты переживаешь. Я считаю, что этот спектакль больше не балетный, а драматический. Ты должен так наполнить эту историю образом всего романа, что ты просто в одной позе, в одном взгляде в окно", - объясняет Диана Вишнева.
Ноймайер, сам работая над сценографией, декорациями и костюмами, экспериментирует во всём. Роскошные бальные платья девятнадцатого века у него рядом с шинелями советского образца. Сидящий за фортепиано Ленский с нотными листами неожиданно становится у хореографа композитором, который пишет свою оперу "Ольга". А египетские мотивы сменяются сном Татьяны, в котором Онегин - и вовсе хладнокровный вампир.
"Он задумчивый, сам в себе, он относится к жизни как-то очень легко, просто, ему безразлично всё. И из-за этого происходит трагедия", - говорит о своем герое солист балета Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Соболевский.
Эта трагедия как тень будет преследовать главных героев нового балета. А чувства Татьяны и Онегина заставят зрителей вновь окунуться в пушкинский мир, полный романтизма, надежд и бесконечной любви.