Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
5 октября 2014, 21:00

Не стало Юрия Любимова — отца легендарной Таганки, всемирно известного режиссера-реформатора

Юрий Любимов познал и вкус вселенской славы, и тяготы войны, и горечь эмиграции, и радость возвращения, и боль предательства. Ему, казалось, было позволено чуть больше, чем остальным - и Таганка была фантастически успешным театром, ее имя гремело на весь мир.

Там в советское время ставили "Мастера и Маргариту" и вручали Воланду трубку Сталина, пестовали "Гамлета" с опальным Высоцким и апеллировали к Брехту и Маяковскому, чтобы показывать вовсе не соцреализм.

Его театр решил, что сможет прожить без него. Он ушел, не хлопая дверью, не бранясь с теми, кого он породил, не стирая восхищенных надписей на знаменитой стене своего кабинета, где те, кто был рядом, признавались в любви к нему. Ушел, чтобы снова делать театр. Мастер, который заслужил и свет и покой. Ему было 97 лет.

Казалось, он знал какую-то самую важную тайну мироздания и был уверен, что в ответе за весь мир, за каждого из нас, за каждую несправедливость и любую боль. Он так остро чувствовал, понимал и пропускал через себя, как не умеет больше ни один человек. И наградой всем нам были его спектакли — его выстраданное и всегда пронзительное прочтение и незаметного движения души, и целой вселенной.

И только близкие знали, как глубоко он был обижен на тех, кто сказав ему: "Мы больше не хотим с вами работать!", убил, кажется, и часть души самой Таганки - театра, которому повезло родиться в последние мгновения хрущёвской оттепели и суждено было стать явлением. Вот и в своём последнем большом телеинтервью нашему каналу Юрий Петрович объяснил чётко и ясно, по-любимовски, что на полувековой юбилей Таганки этой весной Мастера ждали напрасно: "Как я буду встречаться с теми, кто меня оскорблял? Ну, как же? Нельзя же прощать такие вещи!".

Как и всегда, он с упоением вспоминал встречи с сильными мира сего и репетиции, где, измотанные, рыдали даже мужчины. С грустью говорил об убитых цензурой спектаклях. Любимов с боями и нервами возвращал память об убитых на фронте, отстоял своё право видеть Высоцкого в роли Гамлета. Только Любимову разрешили впервые поставить роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Он был - главный творец и кукловод. Лишь вместо ниток — из зала моргал знаменитый трёхцветный фонарик.

Родившись ещё до советской власти, он видел, как эта самая власть ограбила его деда — крепкого крестьянина, как арестовала родителей. Эта закалка помогла, когда его самого травили и унижали.

Актёрам Таганки, которые его предали, Юрий Любимов посвятил свой очередной спектакль "Бесы" - уже на сцене Вахтанговского театра. Как и прежде, он часами шлифовал каждое движение и каждое слово.

Зрители задыхались от слёз, смеялись, и плакали от восторга. Театр Любимова дарил чистый воздух, без которого, казалось, не выжить. Спектакли Таганки били в самые больные места и, вместе с тем, давали надежду. За билет могли выменять ордер на квартиру, а в режиссёра сверху летели лишь камни.

Власть ему всё припомнила - и остров свободы почти под стенами Кремля, и похороны Высоцкого, которого следовало вынести тихо, а Любимов позволил проститься с великим поэтом всей Москве. Его вышвырнули из страны и отобрали театр. А когда вернули — и паспорт, и Таганку — он без нытья начал жизнь с нуля.

Но когда труппа его предала, а Таганка раскололась на два театра, у Любимова едва не лопнуло сердце. Но он снова нашёл силы жить и работать. И стоило Юрию Петровичу заговорить о ком-то, перед кем он преклонялся, казалось, что это всё о нём.

"С ними очень трудно — с гениями. Они ломают представления! Они новые вещи делают! И, конечно, их встречают по-разному", - говорил Юрий Любимов.

Даже отдыхая в любимых горах Италии, он работал. Сочинял новые спектакли, смешные и светлые. И объяснял молодым режиссёрам, как превращать пыльную дыру сцены в нечто живое и бередящее душу. Он словно знал секрет вечной молодости и оптимизма. Как, сгорая каждый день, возрождаться снова.

Всегда элегантный и артистичный, как и мечтал, он увидел на сцене Большого театра "Князя Игоря" - свою первую оперу, поставленную на родине. Месяц изнурительных репетиций по 6 часов в день без выходных. И никто не услышал ни одной жалобы на усталость. На премьере Юрию Любимову устроили 20-минутную овацию.

Свою последнюю мечту — оперу по произведениям Мольера, Булгакова и Козьмы Пруткова — Юрий Петрович уже не смог репетировать сам, мастера покинули силы. Но он сумел и вдохновить труппу, и снова подарить всем нам часть свой жизни и души, сумел вновь оживить время, потревожить души, до последнего удара сердца оставаясь поэтом.

Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Юрия Любимова. По словам Президента, трудно переоценить роль режиссера в развитии современного российского театра. Огромный талант Любимова будут дальше нести многие  блистательные российские актеры, которые являются его учениками.

"Это был человек, который не мог жить без театра. И не мог какими-то заменами, которые у него, слава богу были, и оперу ставить, и еще что-то, но это его не могло удовлетворить до конца. За ним был этот шлейф театра, который он придумал и который он создал", - отмечает художественный руководитель Московского театра "Современник" Галина Волчек.

"Он создал театр, не похожий, он не выдавал себя ни за Вахтангова, ни за других великих. Он сочинил и сделал свой театр. Он - единица большая. И думаю, место ему в российской театральной истории готово", - считает Олег Табаков.

"Мы действительно потеряли человека-эпоху. Эпоха в истории страны, эпоха в истории искусства, эпоха в истории противостояния большевистским властям. Изнурительная жестокая схватка с цензурой, в которой он был таким флагманом, по крайней мере, в театральном мире", - отметила Наталья Солженицына.

"Мне казалось, что он будет вечен, потому что он и раньше болел, но он, как птица Феникс, опять приходил на работу, с 10 часов и до вечера был в театре. И потом его дед, он всегда вспоминал своего деда и хвастался, что мой дед прожил больше 100 лет. После какой-то премьеры мне подарили этот куб Таганки и Любимов написал: "Алла, храни вас Бог". И поскольку он был верующий, то я ему говорю: "Вечная память и царство небесное, Юрий Петрович", - сказала Алла Демидова.

Прощание с мастером пройдет в театре имени Вахтангова в среду. Он будет похоронен на Донском кладбище.

Читайте также: