Не стало Юрия Любимова — отца легендарной Таганки, всемирно известного режиссера-реформатора
Юрий Любимов познал и вкус вселенской славы, и тяготы войны, и горечь эмиграции, и радость возвращения, и боль предательства. Ему, казалось, было позволено чуть больше, чем остальным - и Таганка была фантастически успешным театром, ее имя гремело на весь мир.
Там в советское время ставили "Мастера и Маргариту" и вручали Воланду трубку Сталина, пестовали "Гамлета" с опальным Высоцким и апеллировали к Брехту и Маяковскому, чтобы показывать вовсе не соцреализм.
Его театр решил, что сможет прожить без него. Он ушел, не хлопая дверью, не бранясь с теми, кого он породил, не стирая восхищенных надписей на знаменитой стене своего кабинета, где те, кто был рядом, признавались в любви к нему. Ушел, чтобы снова делать театр. Мастер, который заслужил и свет и покой. Ему было 97 лет.
Казалось, он знал какую-то самую важную тайну мироздания и был уверен, что в ответе за весь мир, за каждого из нас, за каждую несправедливость и любую боль. Он так остро чувствовал, понимал и пропускал через себя, как не умеет больше ни один человек. И наградой всем нам были его спектакли — его выстраданное и всегда пронзительное прочтение и незаметного движения души, и целой вселенной.
И только близкие знали, как глубоко он был обижен на тех, кто сказав ему: "Мы больше не хотим с вами работать!", убил, кажется, и часть души самой Таганки - театра, которому повезло родиться в последние мгновения хрущёвской оттепели и суждено было стать явлением. Вот и в своём последнем большом телеинтервью нашему каналу Юрий Петрович объяснил чётко и ясно, по-любимовски, что на полувековой юбилей Таганки этой весной Мастера ждали напрасно: "Как я буду встречаться с теми, кто меня оскорблял? Ну, как же? Нельзя же прощать такие вещи!".
Как и всегда, он с упоением вспоминал встречи с сильными мира сего и репетиции, где, измотанные, рыдали даже мужчины. С грустью говорил об убитых цензурой спектаклях. Любимов с боями и нервами возвращал память об убитых на фронте, отстоял своё право видеть Высоцкого в роли Гамлета. Только Любимову разрешили впервые поставить роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Он был - главный творец и кукловод. Лишь вместо ниток — из зала моргал знаменитый трёхцветный фонарик.
Родившись ещё до советской власти, он видел, как эта самая власть ограбила его деда — крепкого крестьянина, как арестовала родителей. Эта закалка помогла, когда его самого травили и унижали.
Актёрам Таганки, которые его предали, Юрий Любимов посвятил свой очередной спектакль "Бесы" - уже на сцене Вахтанговского театра. Как и прежде, он часами шлифовал каждое движение и каждое слово.
Зрители задыхались от слёз, смеялись, и плакали от восторга. Театр Любимова дарил чистый воздух, без которого, казалось, не выжить. Спектакли Таганки били в самые больные места и, вместе с тем, давали надежду. За билет могли выменять ордер на квартиру, а в режиссёра сверху летели лишь камни.
Власть ему всё припомнила - и остров свободы почти под стенами Кремля, и похороны Высоцкого, которого следовало вынести тихо, а Любимов позволил проститься с великим поэтом всей Москве. Его вышвырнули из страны и отобрали театр. А когда вернули — и паспорт, и Таганку — он без нытья начал жизнь с нуля.
Но когда труппа его предала, а Таганка раскололась на два театра, у Любимова едва не лопнуло сердце. Но он снова нашёл силы жить и работать. И стоило Юрию Петровичу заговорить о ком-то, перед кем он преклонялся, казалось, что это всё о нём.
"С ними очень трудно — с гениями. Они ломают представления! Они новые вещи делают! И, конечно, их встречают по-разному", - говорил Юрий Любимов.
Даже отдыхая в любимых горах Италии, он работал. Сочинял новые спектакли, смешные и светлые. И объяснял молодым режиссёрам, как превращать пыльную дыру сцены в нечто живое и бередящее душу. Он словно знал секрет вечной молодости и оптимизма. Как, сгорая каждый день, возрождаться снова.
Всегда элегантный и артистичный, как и мечтал, он увидел на сцене Большого театра "Князя Игоря" - свою первую оперу, поставленную на родине. Месяц изнурительных репетиций по 6 часов в день без выходных. И никто не услышал ни одной жалобы на усталость. На премьере Юрию Любимову устроили 20-минутную овацию.
Свою последнюю мечту — оперу по произведениям Мольера, Булгакова и Козьмы Пруткова — Юрий Петрович уже не смог репетировать сам, мастера покинули силы. Но он сумел и вдохновить труппу, и снова подарить всем нам часть свой жизни и души, сумел вновь оживить время, потревожить души, до последнего удара сердца оставаясь поэтом.
Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Юрия Любимова. По словам Президента, трудно переоценить роль режиссера в развитии современного российского театра. Огромный талант Любимова будут дальше нести многие блистательные российские актеры, которые являются его учениками.
"Это был человек, который не мог жить без театра. И не мог какими-то заменами, которые у него, слава богу были, и оперу ставить, и еще что-то, но это его не могло удовлетворить до конца. За ним был этот шлейф театра, который он придумал и который он создал", - отмечает художественный руководитель Московского театра "Современник" Галина Волчек.
"Он создал театр, не похожий, он не выдавал себя ни за Вахтангова, ни за других великих. Он сочинил и сделал свой театр. Он - единица большая. И думаю, место ему в российской театральной истории готово", - считает Олег Табаков.
"Мы действительно потеряли человека-эпоху. Эпоха в истории страны, эпоха в истории искусства, эпоха в истории противостояния большевистским властям. Изнурительная жестокая схватка с цензурой, в которой он был таким флагманом, по крайней мере, в театральном мире", - отметила Наталья Солженицына.
"Мне казалось, что он будет вечен, потому что он и раньше болел, но он, как птица Феникс, опять приходил на работу, с 10 часов и до вечера был в театре. И потом его дед, он всегда вспоминал своего деда и хвастался, что мой дед прожил больше 100 лет. После какой-то премьеры мне подарили этот куб Таганки и Любимов написал: "Алла, храни вас Бог". И поскольку он был верующий, то я ему говорю: "Вечная память и царство небесное, Юрий Петрович", - сказала Алла Демидова.
Прощание с мастером пройдет в театре имени Вахтангова в среду. Он будет похоронен на Донском кладбище.