Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
19 сентября 2014, 21:36

Первая за три десятка лет выставка Аристарха Лентулова «Плоть вещей» открылась в Москве

В Москве открылась выставка одного из отцов русского авангарда - Аристарха Лентулова. Это первая его выставка за последние 27 лет. Она называется "Плоть вещей".  Про Лентулова говорят  -  великий экспериментатор. Он как будто бы разбирал каждую вещь на атомы, а потом снова собирал, но по-своему.

Не цвета переливаются - купола поют. Тональность задают формы и линии - пересекаются, отражаются - отдельными звуками превращаясь в музыку. Магия геометрии. Если присмотреться, кажется, можно услышать.

"Церковь как будто парит, как будто качается, как будто вы слышите, как распространяется звон ее колоколов, как он повторяется в этих силуэтах", - говорит куратор выставки Наталия Курникова.

Архитектура русской церкви вдохновляла, и кисть ломала привычную плоскость - порой настолько, что пейзаж, нарисованный с натуры, смотрелся придуманным. Разве привычно, например, видеть Троице-Сергиеву лавру такой? Сходство для Лентулова не имело значения и в портретах. Живопись - не фотография, настроение - важнее.

Краски - как можно ярче, чтобы усилить впечатление. Картины рождаются от эмоций, порой сиюминутных, поэтому не столь важна четкость лиц, как то, например, как на них в этот момент времени падает солнце. И чтобы выразить всю гамму чувств, порой и всей палитры бывает мало. И поэтому на живописном полотне появляются ткань и березовая кора. А если образ и в прямом смысле выходит из рамок, то художник, не стесняясь, обрезает персонажам лица - пишет только губы и нос.

Неутомимый экспериментатор - не только в жанрах, но и в стилях. Повторений боялся. Поэтому увлекался чуть ли не всем, что было модно в живописи начала ХХ века. В духе экспрессионизма писал "Три мужские фигуры". В стиле Сезанна - "Пейзаж с деревьями и красной башней". И сам оказался одним из организаторов новой творческой группы - "Бубновый валет". Во многом из-за нее уже через много лет американский искусствовед Джон Боулт полюбил русское искусство и стал одним из авторов каталога к этой выставке.

"Русский авангард отличается тем, и, в частности, Лентулов - это хороший пример - они сознательно смотрели на запад, но оставались, в конце концов, верными своей родине. Мы видим, с одной стороны, скажем, французский кубизм и русский лубок, икона", - поясняет он.

Религиозные темы Лентулов видел тоже по-своему. Его "Распятие" - это история не о спасении, а исключительно о жестокости и страдании. Вызов общественному вкусу читался в деталях: в широких небрежных мазках, в фигуре с ребрами буквально всех цветов радуги. Цензура запретила выставлять полотно, а его автор продолжал придумывать своему зрителю новые загадки. Например, почему в натюрморте с названием "Чемоданы" чемодан только один? Или где в буйстве красок и линий спрятана ваза для роз? Сюрпризы, как оказалось, выходили порой за пределы картины.

"Вот видите, двусторонняя работа. Это вообще вопрос вдохновения. Захотел написать, нет под рукой свежего холста, взял, и на другой стороне написал", - показывает куратор Наталия Курникова холст, на котором с обеих сторон – живопись.

Его искусство шло в ногу со временем. И картина времен февральской революции напоминала плакат. Буквы вплетались в композицию, образы превращались в символы - яркие, как того требовал момент. Полотно хранится в частной коллекции, как и еще почти два десятка из представленных на выставке.

"Замечательная выставка. Мне кажется, она будет очень интересна всем любителям искусства, русского искусства начала ХХ века. Она сделана с большим вкусом, и она необычна. Она заставляет нас подумать и акцентировать внимание на том, как развивалось искусство", - говорит заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец.

Первая за последние почти тридцать лет ретроспектива творчества художника. Полотна, которые раньше можно было увидеть лишь на репродукциях, теперь под одной крышей на несколько месяцев - в Москве.

Читайте также: