В Москве в кинотеатре «Ударник» открылась выставка современного искусства
Это работы номинантов на премию Кандинского. Потом жюри отберет три лучшие. Премии уже 8 лет, среди профессионалов она очень влиятельна, но неподготовленный зритель может растеряться. Так что же это - "сумбур вместо музыки", или вечность, отображенная в мусоре?
В лабиринтах современного искусства чего только не встретишь. Но, всё, конечно же, с глубоким смыслом. Строительный мусор? Ну, ведь вся наша жизнь - это стройка. Карнавальные костюмы? Конфетти и лысая ёлка? Ну, всегда же кажется, что праздник жизни прошёл без нас.
"Люди думают, что это сумасшедший мир. Нет... Когда анализируем каждую деталь, мы понимаем, что каждый объект знакомый нам", - говорит экспозиционер выставки номинантов премии Кандинского Антонио Джеуза.
Все эти городские звуки и вечные пробки только раздражают. И далёкое деревенское детство зажато в тисках памяти. Но старые семейные слайды, став чьим-то окном, говорят, что и внутри типовых коробок живут и любят. А небоскрёбы художник строит из дорогих сердцу вещей.
"Всё, что здесь находится — это не какая-то свалка. Это то, что накопилось за годы жизни в его мастерской, то, что он собирал. Здесь нет никакого презрительного отношения к материалу, который использован, вообще никакого! Наоборот! Всё для него очень важно!" - объясняет куратор проекта "Урбанизм: Pro & Contra" Юлия Манусевич.
Автору этих работ было важно заставить зрителей поверить даже в самую немыслимую выдумку. Бараки, где всего лишь хранят снег, или динозавры слетались на корм. Стоило сделать их похожими на фото из советских газет - ведь если печатают, значит так и есть, и правду от иллюзии уже не отличить.
Современное искусство настолько перемешано с реальностью, что не сразу и поймёшь — вроде бы сел почитать интересную книгу, а на самом деле уже оказался частью идеи художника, точнее, идеального мира советского человека. Когда в окружении бесчисленных книг даже самая серая жизнь обретала смысл, мечты продолжали жить. Даже если в холодильнике ничего не было, а в конце жизни и воды было некому подать.
Снимая на чёрно-белую плёнку руины технических достижений, художники тоскуют не по прошлому, а, скорее, по мечте о будущем. Типовой кинотеатр, знаменитая скульптура Мухиной, но, только заглянув под бетонную оболочку, можно ощутить их живую энергетику.
"Все они связаны единым духом, духом некого братства, коллективизации, стремлением к какой-то утопии, к какому-то полёту фантазии или мысли!" - считает Эльдар Ганеев, представитель арт-группировки ЗИП.
Это - семейная реликвия художника Богдана Мамонова. Больше ста лет назад его прадед Григорий Шпейер впервые привёз в Россию таксифот - устройство для просмотра объёмных изображений. И оно работает до сих пор. А старые двойные стереоснимки стали поводом для вдохновения.
"Одну из этих картин я пишу строго по фотографии прадеда, а другую создаю как некий образ, в котором часть предметов пропадает, потому что наша память фрагментарна. Мы вспоминаем только часть событий. Мы не вспоминаем всё целиком", - поясняет автор проекта "Транквилизация памяти" Богдан Мамонов.
Хранить память о лучших моментах своей жизни он доверял компьютеру. Но однажды с него всё исчезло. И эта работа — напоминание: новые технологии не так уж идеальны.
"Если раньше мои родственники печатали фотографии и вклеивали их в альбомы, то сейчас остаётся всё в телефоне, на который всё это было снято. Мы в любой момент можем потерять эту информацию, как часть своего прошлого", - отмечает автор проекта "Дефрагментация" Виктор Линский.
Современные художники всё чаще мыслят видеоклипами. Но чтобы понять, смотреть их нужно полностью, или долго вглядываться в эти фотографии: хозяева роскошных домов в одном кадре со своей прислугой. Не менее яркие параллели художник увидел между рельсами и заборами, между талым снегом и стадом коров. Но настоящие шедевры, нарисованные от руки таблички, их художница Ольга Флоренская собирала по всей Грузии. И надписи на русском, английском и грузинском говорят больше, чем кажется.
"Наверху политики могут решать всё, что угодно, а на земле люди, которые живут, каждый день работают, зарабатывают кусок хлеба в поте лица, они как раз пронизаны двумя, тремя культурами. Очень важные нюансы, которые никакой исторический труд не передаст, а здесь это просто документальный факт!" - отмечает председатель попечительского совета премии Кандинского Шалва Бреус.
Работы, претендующие в этом году на премию Кандинского, заставляют переживать. Горы битого стекла и воспоминания художника о теракте в Волгограде, созданные словно пеплом. Картины разбитые, замазанные краской, наглухо запечатанные — это боль после глупых рецензий. Ну, а если просто улыбнуться, то вот: необычная электросхема цитирует посвящение Даниила Хармса Велимиру Хлебникову: "Ногу за ногу заложив, Вилимир сидит. Он жив...".