Гений соцарта и его шедевры: в Москве открылась выставка Эрика Булатова
Один из самых известных и успешных художников нашего времени - на престижных аукционах полотна мастера оценивают в миллионы долларов. Столкновение советской действительности и придуманных миров без запретов и ограничений: в картинах художника критики ищут и находят скрытый смысл.
Медальон на 80-летний юбилей, он был год назад, Эрику Булатову подарила поклонница художника. Она была под сильным впечатлением от его картины "Небосвод-небосклон". Где буквы - как стеклянный купол, из-под которого лишь проглядывает небо. Вплетая в бесконечно прекрасную реальность въевшиеся и часто набившие оскомину слова со стёкол в вагонах метро или с советских агитплакатов, Эрик Булатов показывал, как далёк от истины придуманный мир запретов и лозунгов.
"Между настоящим советским плакатом и этой картиной есть одна очень как бы незначительная разница. Весь смысл работы был именно в этой разнице. Агрессивные красные буквы набрасываются на нас, противостоят друг другу - эти слова и небо! И смысл этой картины как раз прямо противоположен тому политическому плакату, которому они как бы полностью соответствуют", - рассказывает художник Эрик Булатов.
Соединив русский пейзаж и римское число XX, Булатов создал образ всего XX века, словно перечеркнувшего своими красными крестами - или лучами прожекторов - десятилетия истории. Алые плакатные буквы - как решётки, которые не пускают и противоречат сами себе. На сказочной картинке с выставки написано: "Добро пожаловать!", но, ведь ясно же, что "Посторонним вход воспрещён!".
"Это образ, конечно же, с репродукции. Он специально выискивал такие открытки, которые отвечают за эту советскую атмосферу - в них очень характерный, в живопись перенесённый, плохой такой муар или яркость цветов фоторепродукций того времени. Но важно и то, что он превращает это в живопись", - говорит искусствовед, куратор выставки Сергей Попов.
Друг Эрика Булатова режиссёр Александр Митта вспоминает, что люди, для которых мир плакатов и символов был обыденностью, терялись перед этими картинами, не понимая, например, смеяться или плакать, когда на горизонте маячит лишь орденская лента: неужели, ради этой полоски ткани и живёт советский человек?
"Он видит то, чего не видит никто. Никто не видел, что наша жизнь битком набита идеологией. Мы все были от мостовой до крыши в идеологических плакатах", - отмечает кинорежиссёр, народный артист России Александр Митта.
Даже рисуя генсека Брежнева и советские символы вольно, Эрик Булатов никогда не считал себя антисоветским художником. Но, получать зарплату и какие-то деньги на жизнь можно было только от государства, ведь частных заказов не существовало. И Булатов начал иллюстрировать детские книги. И многие из нас, даже не подозревая об этом, знают рисунки Эрика Булатова раньше, чем научились читать.
Эрик Булатов делил каждый год на две половины: по заказам издательства детской литературы работал только осенью и зимой. А в светлое время - весной и летом - занимался любимой живописью.
"В течение лет 20 я вообще не думал, что я когда-нибудь смогу не то, что продать, а просто показать свои работы", - рассказывает художник Эрик Булатов.
Эти его картины советские зрители могли увидеть лишь дважды. Правда, одна выставка, в закрытом Курчатовском институте, куда простым смертным было и не попасть, длилась всего 45 минут. А другая - аж целый вечер. Так что, видели их только друзья и знакомые, оказываясь в мастерской Булатова. Сразу два вида из её окон стали культовыми работами. Играя в пространства, Булатов осмелился создать парафраз на знаменитое "Явление Христа народу". Ему казалось, что оригиналу не хватает зрителей, которые пришли на него посмотреть.
"Когда зритель закрывает передний план и загораживает раму, то картина начинает работать в пространственном отношении. Тогда её персонажи начинают с нами разговаривать, а Христос как бы начинает действительно идти к нам", - отмечает искусствовед, куратор выставки Сергей Попов.
Кстати, картины Эрика Булатова будто сами создают новые пространства и смыслы, если рядом с ними действительно оказываются живые зрители.
Сегодня Эрик Булатов пытается проникнуть в природу света. Поэтому большинство картин, созданных им в последние годы, не просто светятся изнутри, а словно освещают всё вокруг себя. Он давно живёт Париже, но считает себя лишь русским художником, которому повезло увидеть своё время.