Выставка, посвященная Первой Мировой войне, открылась в Государственном Историческом музее
100 лет назад в Историческом музее стали собирать всё, что связано с Первой мировой войной. Но увидеть уникальные экспонаты и документы стало возможным лишь сейчас, спустя век после начала событий, которые унесли жизни миллионов людей и коренным образом изменили политическую картину мира.
Пушки и бесконечные ряды колючей проволоки, чья смертельная паутина совсем скоро опутает всю Европу... Но когда секретная телеграмма о том, что в Сараево убит, по слухам, сербским террористом наследник престола Австро-Венгрии эрцгерцог Франц-Фердинанд, только была отправлена, мир еще был возможен. До объявления войны пройдет месяц. Амбиции Германии будут расти, они красным отмечены на карте мира.
"Вся Прибалтика точно. Польша - точно. Литва - точно. Киев – точно, видите? Но что касается северной Европы – то же самое. Мы видим с вами в Африке огромные территории, которые хотела бы иметь Германия. Мы с вами видим здесь Китай. Мы видим с вами Америку. Так что амбиции, действительно, были очень велики", - рассказывает куратор выставки Ирина Журавская.
1 августа 1914 года Германия объявит войну России, и следом в конфликт втянется весь мир, который, казалось, только и ждал повода отправить войска на фронт. В результате Европа окажется в руинах. Больше двадцати миллионов погибнет. Четыре империи исчезнут – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. А солдаты проведут в окопах долгих четыре года и будут обустраивать быт. Англичане утепляться самодельными жилетами, русские начнут делать кружки из гильз или кресла из прикладов трофейных немецких винтовок. И прямо в окопах пытаться модернизировать оружие, чтобы выжить в этой мясорубке.
"Удлиненный приклад, скошенный вниз, и специальный инструмент на прикладе, который позволял крепить перископ. Таким образом, выстрел совершался, а солдат не поднимал головы над срезом окопа, то есть, в какой-то степени, это спасало жизнь стрелку", - показывает один из экспонатов директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Воюющие армии изобретали все более изощренные способы массового убийства. На полях сражений появились танки. Существуют и архивные кадры применение оружия массового поражения - вдоль линии фронта распыляют газ. Солдаты еще не знают, что уже обречены.
Противогаз, как средство защиты от отравляющих газов. Первая мировая раз и навсегда покончила с романтическими представлениями о войне. Впервые убивали не штыком в живот, а с трех километров из пушки или сброшенной с самолета бомбой. Не видя глаз противника. Анонимная война, ничего личного.
Бои - не только на суше, но и на море. Тогда были впервые использованы торпедные катера и подлодки, в небе шли настоящие воздушные битвы между авиаторами. Англичане летали в специальных кожаных костюмах. Они должны были защищать от ветра и холода в открытой кабине. Вести небесные схватки под силу было только асам.
"Бой вести было очень сложно, потому что еще не существовало таких надежных и отработанных авиационных систем стрелкового вооружения пулеметов, которые могли бы работать с нажатием обычной гашетки, которая находится на ручке пилота, и которые могли бы стрелять через винт самолета", - поясняет Алексей Левыкин.
Кадры кинохроники: последний российский император с офицерами ставки идет в шапке-черкеске, которая теперь – экспонат Исторического музея. По соседству в музейных витринах – драгунские шашки и первые магазинные автоматы. Шаровары алжирцев, они сражались на стороне союзников, и каски немецких солдат.
"Как они их называли – "пикельхильма" или "пикельхаубе". Изготавливались они из фетра. А во время войны надевался чехол, чтобы сверкающая деталь не выдавала. Вот и сохранялась каска лучше. Из фетра они изготавливались потом в Германии, когда начались перебои с кожей и с фетром. Иногда изготавливались каски, спрессованные из картофельных очисток", - рассказывает научный сотрудник Государственного Исторического Музея Андрей Матвеев.
На фронт оправляли и художников. Спецзаказ от Николая II - рисовать всех георгиевских кавалеров, чтобы после победы собрать портреты героев в Музее Великой войны. Но этому не суждено было случиться. Для России четыре года боев отозвались революцией. Она породила новых героев. О мужестве русских солдат и офицеров, сражавшихся на войне, которую в советских учебниках называли не иначе как "империалистической", не принято было говорить. Но и через сто лет они продолжают смотреть с тысяч портретов и кадров кинохроники. Молодые, грудь в орденах...