Большой театр триумфально начал свои гастроли в Нью-Йорке
Событие называют гвоздём сезона, билеты были распроданы задолго до прибытия артистов. Впервые американская публика услышала выступление оперной труппы - овации в зале Линкольн-центра не прекращались несколько минут. Впереди - шедевры балетного искусства: "Лебединое озеро", "Дон Кихот" и "Спартак". К спектаклям с волнением готовились не только артисты, но и зрители.
Последний раз балет Большого гастролировал в Нью-Йорке 14 лет назад, а опера - уже никто и не может с точностью вспомнить когда - было это в далекие советские времена. И вот впервые две труппы прибывают на гастроли вместе. И если "Лебединое озеро" - гордость русского балета, спектакль заранее любимый и, разумеется, от Большого ожидаемый, то классическая опера "Царская невеста" Римского-Корсакова на Западе - чрезвычайная редкость, ее здесь не знают. В Нью-Йорке оперу будут давать в концертном исполнении с субтитрами, потому что принимающий зал - не театральный, а концертный. Оперные аксакалы Большого волнуются.
Сохраняет спокойствие, похоже, только маэстро Рождественский. Он будет дирижировать оперой, в представлении нигде в мире он давно не нуждается: великий русский виртуоз - последний из могикан.
"Оркестр в замечательной форме, они так быстро ориентировались в моих ретушах, которых я сделал 150 в этой партитуре. И как-то так естественно, что я думаю, что это лучший, может быть, оркестр оперный в мире сегодня", - считает заслуженный дирижер Геннадий Рождественский.
Маэстро сам выбирал певцов - среди них и звезды, и совсем новички. Ольге Кучинской всего 23 года, она только-только закончила консерваторию.
Оркестранты по изнурительной нью-йоркской жаре бредут на репетиции. Звезды балета только прибывают в город.
"Тяжело, потому что другой климат, другой воздух, всё совершенно другое. И, конечно же, твой организм не понимает, что с тобой происходит. Всегда в дальних странах очень тяжело", - отмечает прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.
Самое серьезное испытание, помимо испытания зрителем, особенно для балетных танцоров - разница во времени. С Москвой в 8 часов. У артистов не бывает адаптационного периода, который дается, например, спортсменам перед Олимпиадами, но их физическая форма должна быть на экстремальной высоте, чтоб донести до местной публики главное - чем, каким искусством, живут там - по московскому времени.
Что еще, если не искусство способно объединить разрозненное человечество, говорит гендиректор театра Владимир Урин. На премьере он обещает сидеть среди зрителей в зале.
Последние гастроли российских артистов в Америке часто встречали недоброжелательными митингами и плакатами. На сей раз вместо политической активности у входа в концертный зал Линкольн-центра за час до премьеры - трогательные сцены. Тот тут, то там обращают на себя внимание люди с бумажками в руках - они выглядят самыми несчастными людьми на свете, на бумажках - мольба: "Ищу лишний билетик".
Наконец, зал, рассчитанный на 2,5 тысячи мест, заполняется до отказа, гаснет свет. Уже в антракте ясно, что опера Большого не просто сорвала успех, что это - триумф.
"Все так же красиво! Даже еще лучше прежнего!" - признаются зрители.
"Я приехал из штата Мэйн, только чтобы услышать это, потому что очень редко можно услышать оперу Большого тут. Я встал в 3:30 утра, потом 7 часов пути", - рассказывает меломан.
Никто уже не вспоминал ни про отсутствие костюмов, ни декораций. В завершение почти четырехчасового спектакля публика аплодировала десять минут стоя. Это была, как говорят в таких случаях, оглушительная овация. Местные критики кивали головами: в Нью-Йорке это редкое явление.