В Петербурге началась Европейская биеннале современного искусства
Северная столица впервые принимает её у себя. Свои работы представляют пятьдесят художников из разных стран. Коллажи, инсталляции, картины и фотографии на несколько месяцев заняли место среди экспонатов Эрмитажа.
Это конец путешествия, которое задумывалось еще в 80-х. Молодой Франсис Алис собирался пробить железный занавес - из Бельгии приехать в Советский союз на "Жигулях". Но машина сломалась по дороге. 30 лет спустя он завершил начатое.
Специально для биеннале современного искусства он приобрел "копейку", приехал на ней в Петербург, снял об этом фильм, да еще во дворе Эрмитажа устроил аварию.
"Я так сделал по двум причинам: во-первых, разбил иллюзии своей молодости. А во-вторых, это провокация для всех посетителей. Повод подумать: "А что это? Часть фильма? Или уже другое искусство?" – говорит художник Франсис Алис.
Около 50 современных художников привезли коллажи, фотографии, видео, инсталляции, которые разместились среди экспонатов музея особым образом. Например, работу "Экономические ценности", состоящую из товаров первой необходимости, по желанию автора окружают картины, написанные в период между 1813 и 1883 годами. Это даты жизни Карла Маркса. А для другого объекта современного искусства пришлось выделить целый зал.
Парадная люстра в интерьерах дворца смотрится очень органично. И точно такая же, но в жилом помещении. Японский художник Тацу Ниси специально поместил ее в эту обстановку, чтобы можно было почувствовать себя в музее как дома. А с другой стороны, он показывает: не только картины и скульптуры Эрмитажа являются произведениями искусства. Но и предметы интерьера.
"Конечно, в современном искусстве - оно еще не устоявшееся – 50% шарлатанства, 50% настоящего. Для того чтобы это понять, нужно ходить и смотреть. Потому что есть иллюзия у людей: что они классическое искусство понимают, а современное сложно понимать. Его понимать ничуть несложно", - считает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
10-е биеннале - это к тому же испытание для современных художников: будут ли их работы так же интересны, как и классическое искусство? Ведь одно дело - выставляться в галерее, и совсем другое - во дворце, государственном музее. Хотя голландский художник Эрик ван Лисхаут как раз в нём и нашёл идею для творчества. 9 недель он снимал ролик о знаменитых кошках, которые в подвалах Эрмитажа ловят мышей. Поскольку экскурсии туда не водят, художник отстроил свой подвал для показа. И за всё это был удостоен особой чести.
"Теперь в Эрмитаже есть кот по имени Эрик. Котята рождаются каждую неделю, и одного назвали в честь меня. Я так горд, так рад! Он, кстати, серый, как и я", - говорит художник Эрик ван Лисхаут.
Минус таких экспонатов - недолговечность. Это скорее творческие проекты, нежели музейные объекты, которые можно добавить в коллекцию. Но похоже, современные художники к этому и не стремятся. Их и так запомнят, уверены они, если созданный ими образ окажется искренним.
"Несмотря на то, что не осталось ничего от выходок дадаистов, сюрреалистов, футуристов, остались описания их акций. Остались мифы", - отмечает художник Елена Ковылина.
Европейская биеннале "Манифеста 10" обосновалась в Эрмитаже на четыре месяца. Для желающих посмотреть, попытаться понять и запомнить времени должно хватить.