Венеция превратилась в мировую столицу архитектуры
В Италии обсуждают полёт мысли российских мастеров. На международной архитектурной выставке в Венеции наш павильон оказался в числе самых популярных. Жюри отметило экспозицию специальным призом.
Если бы архитекторы вдруг изобрели машину времени, вход через воображаемый портал из прошлого в будущее, скорее всего, располагался бы где-нибудь среди знаменитых венецианских каналов и ажурных палаццо. На главном архитектурном событии этого года Венецианской биеннале каждый посетитель российского павильона может хоть ненадолго почувствовать себя героем фантастического бестселлера. Только в этом мире все персонажи не вымышлены, а совпадения не случайны.
Например, небоскреб в неорусском стиле. Элементы фасадной отделки здания сделаны из современных материалов, но имитируют резные детали деревянных русских домов. Рядом - особенности национального отдыха - собирательный образ дачи со знакомыми многим деталями и предметами интерьера. Витражи метро как искусство художественного оформления могут воспитывать и просвещать, ещё во времена соц-арта наглядно продемонстрировали на примере архитектуры станций московской подземки.
"Метрополитен - это тот тип архитектурного сооружения, с которым каждый из нас взаимодействует в ежедневном режиме по несколько раз. Это практически как ваш дом. Очень важно, чтобы эти пространства вас эстетически развивали", - отмечает директор института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" Варвара Мельникова.
В своей концепции кураторы российского павильона вновь вернулись к истокам Венецианской биеннале. Ведь выставка, определяющая развитие мировой культуры на годы вперёд, когда-то была просто ярмаркой. Вот и на этом рынке архитектурных открытий идет бойкая торговля. Только расплачиваются здесь, конечно, не деньгами - идеями.
"Мы придумали компании, которые все ненастоящие, они выдуманные. Но каждая из компаний основана на русской архитектурной идее, которая была придумана за последние 100 лет в России и реализована", - рассказывает куратор экспозиции русского павильона Даша Парамонова.
Какой в Европе и в мире увидят современную Россию? Продемонстрировать наши идеи так, чтобы дух захватывало. Успешные примеры того, как это делается, уже есть.
"Это, в известной степени, продолжение тенденции, заданной высказыванием, которое Россия сделала церемониями открытия и закрытия сочинских Олимпийских игр. Когда она презентует себя не как Родину белых медведей и расписных матрёшек, а как молодое, динамично развивающееся технологичное, сильное государство, которое может позволить себе поиграть интеллектуальными мускулами", - отмечает сооснователь института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", директор Дирекции дизайна Первого канала Дмитрий Ликин.
Вообще в этом году российское присутствие на биеннале особенно ощутимо. В университете Ка’Фоскари, где, кстати на постоянной основе работает кафедра изучения славянской культуры, открылась выставка Михаила Рогинского, одного из самых ярких представителей русского поп-арта второй половины XX века.
"Очень мощный художник. Действительно, почти монументальный иногда. Я лично не ожидала. Я чувствую, что очень важно для Рогинского, это как раз цвет. И это мне кажется, вообще очень важно в русской живописи. И нам в Венеции это очень близко", - считает директор центра изучения культуры России университета Ка'Фоскари Сильвия Бурини.
За красной дверью, одним из самых известных проектов художника, 120 картин его более позднего парижского периода жизни. Казалось бы, самый заурядный предмет - кусок картона - Рогинский превращает в произведение искусства со свойственной только ему уникальной авторской атмосферой.
"От любой работы, даже небольшой, где он пишет такие смиренные, очень бедные вещи, как газовая плита, чайник - ерунда в общем такая, от них исходит такое лучистое молчание, как когда входишь в собор", - отмечает вдова художника Лиана Рогинская.
Позднего Рогинского иногда называют "певцом хрущоб". Удивительно, но его экспозиция сразу вписалась в интерьеры средневекового дворца Ка’Фоскари. Органично сосуществуя с другими шедеврами Венеции. А цвета, формы и конструкции города на воде только добавили в её визуальный код новые краски.