В Москве состоялась премьера оперы «Школа жен»
В Москве впервые на мировой сцене прозвучала опера "Школа жен". В либретто, написанном Юрием Любимовым, собраны фрагменты разных произведений, но в глубине лежит что-то очень личное для самого автора.
Самый важный звонок перед премьерой. На том конце провода - Каталин Любимова. Слова режиссера Игоря Ушакова мужу она, конечно, передаст. О том, что опера "Школа жен", которую Любимов придумал, но не смог репетировать из-за болезни, готова.
О том, что в театре его с нетерпением ждут. И не сомневаются - мэтр еще внесет свои правки и посветит из зала знаменитым фонариком.
Негромким голосом, с мягкой улыбкой - он благодарит артистов и желает удачи. Стиль работы Игоря Ушакова с солистами скорее "антилюбимовский", но именно его, режиссера Большого театра и бывшего коллегу по опере "Князь Игорь", Любимов уговаривал взяться за постановку и рассказать историю, для него очень личную.
"Это глыба, это человек, у которого за спиной огромный пласт - культурный и житейский. История, которую Юрий Петрович изложил в либретто, чем-то похожа на его жизнь, ", - говорит режиссер-постановщик оперы "Школа жен" Игорь Ушаков.
Зритель будто получает пропуск в театральное закулисье. А там Мольер ведет войну актерами. От репетиции к репетиции осознает свое бессилие. И, повторяя слова Томаса Манна, задает главный вопрос оперы: что за люди эти актёры? Да и люди ли это вообще?
На обычных людей после двух часов грима солисты, кажется, не похожи вовсе. Перед выходом на сцену у каждого будто вырастает высокий лоб - такой эффект создает специальная силиконовая шапка-парик. Комичный макияж, как напоминание - эта опера-буффа - балом правит гротеск.
Калейдоскоп стилей, смыслов и текстов. От пьесы "Школа жен" Мольера в "любимовской" опере - только название. В либретто режиссер вплетает строки из Булгакова, Козьмы Пруткова. Музыка - цитатам из классики придает особый, глубокий смысл. Впрочем, каждая нота, вспоминает композитор Владимир Мартынов, рождалась в споре с Любимовым.
"Для него главный человек - Мольер, бунтарь, а для меня главный герой - это Людовик XIV, и в опере это отражено", - говорит композитор Владимир Мартынов.
Артисты ждали, что Юрий Любимов сможет приехать хотя бы на генеральный прогон, но режиссер так и не появился. Однако одно свое требование выполнить все же попросил. За считанные дни до премьеры весь тираж афиш пришлось перепечатать. По воле Юрия Любимова. Свое имя как режиссера-постановщика он попросил убрать. Официально он - автор идеи и либретто. Впрочем, все кто работал над "Школой жен", уверяют - эта опера "любимовская" по стилю и, главное, по духу.