В Историческом музее Москвы открылась выставка скульптора Даши Намдакова
Имя Даши Намдакова хорошо известно в разных странах. Его работы были с восторгом встречены в Лондоне и в Нью-Йорке. Многие из них хранятся в частных коллекциях.
Искусство как машина времени. Путешествие сквозь века и пространство. Из 2014-го в далекое третье тысячелетие до нашей эры. Из России современной в мир кочевых племен бронзового века. Сквозь историю и культуру древних скифов, сарматов, половцев и печенегов.
Проводник в этом странствии - художник и скульптор из бурятского села Даши Намдаков или Удачливое Солнце - так с тибетского переводится его имя. Отправная точка вдохновения - полный мифов и загадок мир степных кочевников. Работы Намдакова в Государственном историческом музее - бок о бок с археологическими артефактами. И в них, кажется, те же образы и характеры, что и тысячи лет назад.
"Тема воинов для меня всегда была основной частью моих экспозиций. "Генерал" - это такой собирательный образ, то что у меня накопилось за многие годы, выразилось в этой работе", - рассказывает скульптор, художник Даши Намдаков.
Символ этой выставки – всадник, вернее, два его образа. Между ними - 1800 лет. Найденная при раскопах в земле глиняная статуэтка третьего века и бронзовый генерал из века XXI на рассвете перед битвой. Отсюда и название экспозиции: "Кочевник. Между небом и землей". Прошлое и настоящее на выставке не повторяют друг друга, а лишь напоминают о бесконечно долгом пути человека в мире искусства. Даши Намдаков - современный представитель древнего рода кузнецов-дарханов, искусных мастеров в работе с деревом, драгоценными металлами, огнем. Удачливое Солнце знает и помнит по именам 23 поколения своих предков.
"Есть такой термин – "генетическая память", я раньше с этим был не согласен, но проходит время, сейчас я привыкаю к такой мысли, возможно, где-то сидят в подкорках некие знания, которые были у предков. Мне даже однажды один шаман сказал, что это не твои заслуги, искусство это не твое, ты лишь передаточное звено, и через тебя выливается информация!" - рассказывает Даши Намдаков.
Пространство экспозиции организовано по принципу юрты. В центре круга - Мадонна. Ее прообраз - тюркский каменный истукан-хранитель балбал, оказавшийся на перекрестке Запада и Востока.
"Когда ты попадаешь реально в пространство степи, когда видишь бездонное небо, золото травы летней, у тебя исчезает ощущение, что ты живешь в XXI веке, ты оказываешься вне времени. Мы здесь как раз и показываем, что эта культура сохранилась, ощущение степи сохранилось", - говорит директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин.
"Хранительница", кажется, в зале была всегда. Так точно скульптура Намдакова вписалась в интерьер. Мастер подарил ее музею, так что оскалившийся грифон теперь в постоянной экспозиции на страже археологических драгоценностей.
Замерший в движении кентавр - символ кочевого мира. Эту работу скульптор называет автопортретом. Удачливое Солнце как настоящий кочевник совсем скоро отправится в путь. Впереди - масштабная выставка в Поднебесной.