В Санкт-Петербурге снимают фильм о женском «батальоне смерти» времен Первой мировой
В Санкт-Петербурге завершаются съемки картины о незаслуженно забытом драматическом эпизоде отечественной истории. Во время Первой мировой войны в российской армии появился особый женский батальон.
Его бойцы своим присутствием на фронте должны были поднять дух в терпящих поражение войсках. Того, что барышни и крестьянки станут воевать по-настоящему, не ожидал никто.
Сцена присяги сохранилась на фотографиях. По ним удалось воссоздать все до мельчащих подробностей. Место действия - Инженерная академия, Михайловский замок в Петербурге, именно здесь дислоцировался в 1917 году женский батальон, и именно отсюда бесстрашные девушки ушли на фронт.
И коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут, а если надо, научатся стрелять из пулемета. Это о тех сильных русских женщинах, которые в Первую Мировую войну добровольно отправились защищать Родину. Молодые девушки хотели собственным примером пристыдить солдат - мужчин, отказывающихся воевать.
"Они добрые, они отважные, они работоспособные, терпимые, я думаю, они даже этим отличались от мужчин. И это было даже лучше", - говорит актриса Яна Малинчик.
Под фуражками у всех актрис - одинаковая прическа. Их всех, как новобранцев, побрили наголо. На съемки этого эпизода был всего один дубль. Девушки из уважения к подвигу своих героинь отрезали косы по-настоящему.
"Это ощущение женщины, как женщины-защитницы, у нас все равно существует, и поэтому на Мамаевом кургане стоит Родина-мать. Тут все сочетается: и наша любовь к Отчизне, вообще понятие "любовь": и к Отчизне, и к человеку, и к ребенку, и к родной земле. Все это присутствует в нашем фильме", - говорит автор идеи и генеральный продюсер фильма "Батальон смерти" Игорь Угольников.
В ряды добровольцев записывались и работницы, и даже дворянки с собственной прислугой. Двести девушек под командованием подпоручика Бочкаревой - еe играет Мария Аронова - прошли курс молодого бойца за неделю, после чего сразу отправились на фронт: смело шли в штыковую атаку. Легендарная Мария Бочкарева - простая крестьянка, сама добилась у царя разрешения воевать. Таким страстным было желание победить в этой войне. Среди ее наград - два Георгиевских креста.
"Моя героиня была очень строгим человеком, она запрещала любые любовные интриги в батальоне, это известный факт. С моей точки зрения, она была несчастна. Я думаю, что если бы господь дал Марии Леонтьевне детей, с ней бы всего этого не произошло. То, что испытывали те женщины, нам и не снилось", - говорит о своей героине актриса Мария Аронова.
Бочкарева установила в своем батальоне жесткую дисциплину: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера и простая солдатская еда. Актрисам все это пришлось пережить по-настоящему. Мария Кожевникова не жалела себя, даже когда узнала, что беременна. Короткую паузу, конечно, взяла, но сразу после рождения сына снова встала в строй.
"Мы действительно, как в армии, вставали, бегали марш-броски по несколько километров, учили нас через поволоку железную перелезать, я расцарапала все руки в кровь, потому что все действительно по-настоящему", - рассказывает актриса.
Консультанты ничего не упускают из виду - как говорят и двигаются актеры, натурально ли выглядят костюмы, качественно ли воссоздана боевая техника и оружие.
"Когда Игорь позвал меня снимать эту картину, и мы начали все это изучать, то открылась просто бездна интересного, бездна нового для меня. У меня вообще изменилось отношение к женщине. Они у нас ни одна ни разу не пикнули, ни одна не пришла, не пожаловалась. Они плакали, они там втихоря, когда очень было холодно, выпивали чуть-чуть водки, чтобы согреться, но мы кричали: "Начали!", и они хватали винтовки и бежали в атаку", - рассказывает Дмитрий Месхиев, режиссер-постановщик фильма "Батальон смерти".
"Вторая мировая война - это забытая первая. Кроме того, ведь там были защитники Отечества, наши предки, наши прадеды. Память о них вытерта из нашего сознания и, я считаю, что это несправедливо", - считает Игорь Угольников.
Многие из этих бесстрашных девушек погибнут в боях под городом Сморгань. Батальон оставят без подкрепления, а уже после сражения расформируют. И те, кто выжил в войну, погибнут в годы большевистского террора, в том числе и Мария Бочкарёва. О женском батальоне смерти было приказано забыть. Забыть на целых сто лет.