В Большом театре вручили театральную премию «Золотая маска»
В Москве названы имена лауреатов "Золотой маски". Торжественная церемония проходила в Большом театре и завершилась уже глубокой ночью. Чтобы определить победителей, жюри пришлось оценить десятки спектаклей, созданных на разных сценах страны. В этом году количество номинантов было рекордным - 170. Из них выбрали 34.
Свою "Золотую маску" за вклад в развитие театрального искусства Олег Басилашвили в шутку предложил отдать режиссерам и сценографам торжественной церемонии - настолько был удивлен, войдя в Большой театр. Такой главную сцену страны он не видел никогда.
Идею организаторы "Золотой маски" до последнего держали в секрете. Первый и, пожалуй, самый впечатляющий сюрприз: декораций нет вовсе, вместо них - совершенно пустой зрительный зал, а вот места для гостей - прямо на сцене. Все три часа церемонии именно артисты - ее главные хозяева.
Настоящее шоу было впереди. Оттуда не возьмись, вдруг появился "Призрак оперы". Казалось, это намек - может быть, лучшая опера тоже будет мистической, такой, как "Евгений Онегин" Михайловского театра. Главный герой, по мнению авторов постановки - воплощение самого беса. О приближении темных сил говорят декорации, которые из белых превращаются в черные.
Получив маску за "Лучший современный танец" из рук Сергея Филина, хореограф Татьяна Баганова, кажется, едва могла справиться с волнением. Она хорошо помнит, как согласилась ставить "Весну Священную" на сцене Большого театра в рекордно короткие сроки - за два месяца. И языком танца решилась рассказать пронзительную историю о жажде жизни и поиске ее смысла.
Когда получать награду за лучшую работу режиссера вышел Римас Туминас, никто не удивился. Его спектакль "Евгений Онегин" - абсолютный лидер по числу номинаций, их семь. Слова благодарности художественный руководитель театра имени Вахтангова, увы, произнести не смог - накануне церемонии потерял голос.
А вот Елизавета Боярская и Данила Козловский не скрывали эмоций. Хоть и не стали обладателями "Масок" за лучшие женскую и мужскую роли. Коллективную награду за спектакль "Коварство и любовь" в постановке Льва Додина получать даже приятнее, объяснили артисты.
"Это удивительно ощущение. Я не знаю... Мы были оба представлены за лучшие роли, но поверьте, когда получает коллектив - наша общая команда - это здорово, потому что спектакль - это рождение ребенка, и все причастны к этому", - сказала Елизавета Боярская.
Лучшей исполнительницей женской роли стала Александра Урсуляк. Критики назвали ее настоящим "пульсирующим сердцем" спектакля "Добрый человек из Сезуана" Театра имени Пушкина. Все три часа актриса держит зрителя в напряжении.
В номинации на лучшую мужскую роль развернулась нешуточная борьба. Данила Козловский, Сергей Маковецкий, Антон Шагин... Однако лучшим стал Алексей Вертков за роль интеллигентного, умного, но одинокого и совершенно потерянного человека в спектакле "Москва-Петушки".
"Маски" разлетались по залу, будто сказочные птицы, а члены жюри, казалось, не могли поверить, что колоссальная работа, наконец, позади. Так много спектаклей эксперты "Золотой маски" еще никогда не смотрели - 767 театральных работ.
"173 номинанта, 48 театров участвует - казалось бы, цифры, но за ними - огромный творческий и художественный, и профессиональный труд людей театра в разных концах России", - сказал президент ассоциации "Золотая маска" Георгий Тараторкин.
И пока этот труд смогут видеть и оценивать, уверены организаторы премии, "Золотая маска" будет жить.