В Москве прошел концерт-спектакль «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни»
В Москве состоялась премьера концерта-спектакля "Ленинградцы. 900 дней во имя жизни" в честь 70-летней годовщины освобождения города от фашистской осады.
На фоне архивных фотографий прозвучали произведения композиторов, которые, несмотря на все трудности, продожали работать в Ленинграде в то страшное время. Причем многие творения публика услышала впервые.
Музыканты играют, как будто за колючей проволокой. Над залом то и дело появляются бомбардировщики, слышны звуки воздушных атак и периодически раздается так знакомый всем жителям блокадного Ленинграда звук метронома. И видеоряд - хроника тех страшных дней осажденного города.
Это не просто концерт - рассказ о том, как это было, попытка еще раз сказать спасибо блокадникам за героическую стойкость. Их, кстати, в зале большинство. Слушают с замиранием сердца.
"Душа стонет, тяжело все это было. Великолепная музыка, чувствуется, что авторы пережили все это сами, это не со стороны, из души льется", - говорит житель блокадного Ленинграда Сергей Сухоруков.
Знаменитая 7-я симфония Шостаковича навсегда останется символом веры в победу и безграничной любви блокадников к своему городу. Но организаторы специально не стали включать ее в концерт. Ведь в городе в это время творили десятки композиторов, создавая замечательные произведения. Но к сожалению, они не стали известны широкому слушателю.
Многие из этих музыкальных произведений прозвучали только в блокадном Ленинраде, а некоторые вообще никогда не исполнялись. Часть партитур была утеряна во время войны, а большинство уцелевших были преданы забвению. Около года организаторы концерта разыскивали ноты в разных архивах и библиотеках.
"Мы брали пожелтевшие листки, видели даты 1941, 1942 года, видели музыку людей, которые умирали от голода, и мы сидели и плакали, мужики…" - рассказывает музыкальный руководитель проекта, Художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова Евгений Волков.
В архиве Российского института истории искусств - рукопись оперы "Ленинградцы" композитора Богданова-Березовского, и отрывной календарь, в котором его записи о голоде, холоде и страхе за жизнь чередуются со строчками о творчестве.
"Он пишет, как получил 150 грамм пшена, и как три дня не было никакой еды. И следующая строка: обильные эскизы ко второму действи", - говорит Галина Копытова, заведующая кабинетом рукописей Российского института истории искусств.
Его опера тоже - как музыкальный дневник: о том, как добровольцы уходили на фронт, или о том, как ребенок умирает на руках у матери.
"Музыка блокадная - особое нечто... Сила духа, которая в них вложена, она настоящая, она потрясает, и про любую можно сказать, что это сильная вещь", - считает дирижер Василий Синайский.
Композитор Борис Асафьев был совершенно истощен, но категорически отказывался от эвакуации и каждый день продолжал работать. На концерте звучит произведение композитора, которое в советское время никак не могло быть исполнено – "Святый боже". Пианист Каменский за время блокады дал более 500 концертов, порой под обстрелами и бомбежками.
"Он работали, они приходили на радио, были сделаны специальные грабельки, когда человек мог просто повиснуть перед микрофоном и записать песню", - рассказывает режиссер-постановщик, народный артист России Юрий Лаптев.
Сегодня бывшие блокадники вспоминают, как в те подчас невыносимые времена музыка помогала им жить.
"Дома, когда собирались мамины друзья, они еле-еле уже, слабенькие, но мама садилась за рояль, кто-то - за фортепьяно, играли в четыре руки и пели... А бабушка, чтобы я не просила есть, пела "Сулико", и заставляла меня петь", - вспоминает. жительница блокадного Ленинграда Татьяна Моисеенко.
Композиторы писали и лирические песни. "Светит звездочка высоко" Бориса Гольца была так популярна во время блокады, что даже печаталась на открытках, а сам композитор удостоился бесценной награды - продовольственного пайка, но не дождался его. Композитор Александр Калафати тоже пережил первую суровую блокадную зиму, но в тяжелейшем состоянии написал "Марш победы".
"Берет за сердце и понимаешь, насколько наши предки были великими людьми, и понимаешь ту цену, которую они заплатили, и появляется чувство благодарности за то, что они сделали для нас и нашей страны", - говорит губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Этот концерт в Москве - первый. С произведениями блокадных композиторов музыканты собираются проехать по всей стране, и это лишь малая часть из найденных сочинений, которые наконец-то из архивных переместятся в концертные залы.