Самые новые и самые смелые постановки привез в Москву Мариинский театр
Программой Мариинского театра открылся юбилейный 20-й театральный конкурс "Золотая маска". Зрителям показали лучшее не чтобы соревноваться, а чтобы задать тон одному из главных событий театральной жизни.
Артисты балетной труппы Мариинки осваиваются на исторической сцене Большого. Ведь им танцевать здесь босяком языческие страсти под сложнейшую музыку Стравинского. Они привезли в Москву свою новую версию "Весны Священной".
Женщины в платьях с откровенными разрезами, мужчины без рубашек. На пустой сцене рассыпана земля. На ее зыбкой поверхности танцовщикам и предстоит делать эти отчаянные прыжки и падения. Нарочито ломанные движения и подчеркнутый эротизм – "Весна священная", поставленная для Мариинки первой фрау европейской хореографии Сашей Вальц, нередко приводит зрителей в замешательство, а иногда и в шок. За дирижерским пультом маэстро Валерий Гергиев. Он редко упускает случай подирижировать музыкой Стравинского, перед которой сегодня в трепете преклоняется весь мир, а 100 лет назад ее освистали зрители.
"Это великая партитура, Игорь Федорович Стравинский мне кажется, так далеко забросил мяч, что мы до сих пор его ищем", - отмечает художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Прима-балерина Екатерина Кондаурова рассказывает, делать эти непривычные для классических танцоров па, да еще выдерживать ритм этой, в общем-то, нетанцевальной музыки, очень не просто.
"Нет натянутых стоп, нет каких-то красивых поз, линий, все идет только изнутри, и все свои эмоции ты выражаешь своим телом. Найти свой язык внутри себя было очень интересно", - рассказывает солистка Мариинского театра Екатерина Кондаурова.
И на контрасте совсем другая "Весна" - целомудренная и оптимистичная - от Алексея Ратманского. Его постановка на Второй концерт для фортепиано с оркестром Шостаковича - еще один номинант на "Золотую маску". Спорт, флирт, дружба - получились ожившие плакаты в стиле соц-арта.
"С легкой тенью юмора, с иронией, какой-то ностальгией к этому времени. Мне кажется, очень теплый спектакль, потрясающая музыка, потрясающе передана она в хореографии", - отмечает руководитель балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев.
А вот "Дон Кихота" в Мариинке решили не танцевать, а спеть, хотя оперы про благородного рыцаря - большая редкость на мировой сцене. Реальность у известного французского режиссера Яниса Коккоса то двоится, то исчезает, словно в тумане. Чтобы оживить на сцене театр теней и испанский карнавал, он привез движущиеся платформы, самые современные проекторы, а еще коня и ослика.
На сцене гигантский томик Сервантеса, с его страниц и будут в буквальном смысле сходить нестареющие в веках герои. Этот рыцарь печального образа по-прежнему влюблен в Дульсинею, но вот путешествует на металлическом коне с дистанционным управлением и борется с монстрами из детских кошмаров вместо ветряных мельниц.
В этой истории про несбывшиеся ожидания режиссер еще больше сгустил краски. Красавица Дульсинея появляется словно Кармен, жестокая кокетка в кричаще красном, а Дон Кихот – единственный, кто принимает это вымышленный мир всерьез. Когда-то главная партия писалась специально для Федора Шаляпина. В постановке Мариинки ее поет известный итальянский бас Ферлуччо Фурланетто.
"Мне очень близка эта история, ведь она про всех нас, про то, кем мы могли бы стать, но не стали; про то, что возвышенное и героическое ушло из обыденной жизни тихо и незаметно", - считает оперный певец (Италия) Ферлуччо Фурланетто.
Хотя в этом году петербургский "Дон Кихот" за "Золотую маску" бороться не будет. После всех московских премьер Валерий Гергиев признался: на 20-ю юбилейную в этом году премию артисты Мариинки приехали не соревноваться, а показать столичным зрителям свои новые и самые смелые и неоднозначные постановки.