В Большом начались репетиции артистов театров, номинированных на премию «Золотая маска»
От языческих плясок до танцев в стиле соц-арта и редкая для мировой сцены опера - москвичи увидели премьеры Мариинского театра в рамках юбилейного, уже 20-го по счету фестиваля "Золотая маска". Смелые, неодназначные и в чем-то философские постановки не оставили зрителя равнодушным.
Артисты балетной труппы Мариинки осваиваются на исторической сцене Большого. Ведь им танцевать здесь босяком языческие страсти под сложнейшую музыку Стравинского. Они привезли в Москву свою новую версию "Весны Священной".
Женщины в платьях с откровенными разрезами, мужчины без рубашек. На пустой сцене рассыпана земля. На ее зыбкой поверхности танцовщикам и предстоит делать эти отчаянные прыжки и падения. Нарочито ломанные движения и подчеркнутый эротизм – "Весна священная", поставленная для Мариинки первой фрау европейской хореографии Сашей Вальц, нередко приводит зрителей в замешательство, а иногда и в шок. За дирижерским пультом маэстро Валерий Гергиев. Он редко упускает случай подирижировать музыкой Стравинского, перед которой сегодня в трепете преклоняется весь мир, а 100 лет назад ее освистали зрители.
"Это великая партитура, Игорь Федорович Стравинский мне кажется, так далеко забросил мяч, что мы до сих пор его ищем", - отмечает художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Прима-балерина Екатерина Кондаурова рассказывает, делать эти непривычные для классических танцоров па, да еще выдерживать ритм этой, в общем-то, нетанцевальной музыки, очень не просто.
"Нет натянутых стоп, нет каких-то красивых поз, линий, все идет только изнутри, и все свои эмоции ты выражаешь своим телом. Найти свой язык внутри себя было очень интересно", - рассказывает солистка Мариинского театра Екатерина Кондаурова.
И на контрасте совсем другая "Весна" - целомудренная и оптимистичная - от Алексея Ратманского. Его постановка на Второй концерт для фортепиано с оркестром Шостаковича - еще один номинант на "Золотую маску". Спорт, флирт, дружба - получились ожившие плакаты в стиле соц-арта.
"С легкой тенью юмора, с иронией, какой-то ностальгией к этому времени. Мне кажется, очень теплый спектакль, потрясающая музыка, потрясающе передана она в хореографии", - отмечает руководитель балетной труппы Мариинского театра Юрий Фатеев.
А вот "Дон Кихота" в Мариинке решили не танцевать, а спеть, хотя оперы про благородного рыцаря большая редкость на мировой сцене. Реальность у известного французского режиссера Яниса Коккоса то двоится, то исчезает, словно в тумане. Чтобы оживить на сцене театр теней и испанский карнавал, он привез движущиеся платформы, самые современные проекторы, а еще коня и ослика.
На сцене гигантский томик Сервантеса, с его страниц и будут в буквальном смысле сходить нестареющие в веках герои. Этот рыцарь печального образа по-прежнему влюблен в Дульсинею, но вот путешествует на металлическом коне с дистанционным управлением и борется с монстрами из детских кошмаров вместо ветряных мельниц.
В этой истории про несбывшиеся ожидания режиссер еще больше сгустил краски. Красавица Дульсинея появляется словно Кармен, жестокая кокетка в кричаще красном, а Дон Кихот – единственный, кто принимает это вымышленный мир всерьез. Когда-то главная партия писалась специально для Федора Шаляпина. В постановке Мариинки ее поет известный итальянский бас Ферлуччо Фурланетто.
"Мне очень близка эта история, ведь она про всех нас, про то, кем мы могли бы стать, но не стали; про то, что возвышенное и героическое ушло из обыденной жизни тихо и незаметно", - считает оперный певец (Италия) Ферлуччо Фурланетто.
Хотя в этом году петербургский "Дон Кихот" за "Золотую маску" бороться не будет. После всех московских премьер Валерий Гергиев признался: на 20-ю юбилейную в этом году премию артисты Мариинки приехали не соревноваться, а показать столичным зрителям свои новые и самые смелые и неоднозначные постановки.