«Щелкунчик» в Монте-Карло — сочетание балета, циркового искусства и традиций «Русских сезонов»
Сказочный юбилей мирового значения: сегодня в Большом театре в 500-й раз танцуют "Щелкунчика" в постановке Юрия Григоровича.
В России и Европе "Щелкунчик" - главный праздничный балет в Рождество и Новый год. От классики до авангарда - авторские эксперименты со стилем. Одним из самых ярких называют спектакль, премьера которого состоялась в Монте-Карло.
Такое увидишь только во сне. Масштабная феерия на сцене игрушечного театра. В водовороте причудливых танцев - ожившие куклы и юная Мари, страстно мечтающая стать балериной. С каждым новым платьем - новая роль. Мари примеряет партии лучших классических балетов, созданных труппой Монте-Карло. Целая гирлянда образов: Золушка, принцесса, Спящая красавица.
"Через мечты этой девочки наш хореограф Жан-Кристоф Майо рассказывает свою историю и историю нашей балетной труппы. Он рассказывает о самом важном, что было за все 20 лет ее существования: от утомительных занятий в классах у станка до блеска воплощенных им на сцене балетов", – говорит прима-балерина Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс.
Хореограф Жан-Кристоф Майо переносит действие "Щелкунчика" в цирк. И все персонажи вовлечены в яркое праздничное шоу со сложнейшими акробатическими номерами.
"Цирк для меня - идеальный театр, в котором можно пережить весь спектр эмоций. В нем есть и опасность, и виртуозная техника, и легкость, с которой все это делается. Все чувства очень яркие и настоящие. И в нем для меня какая-то тайна и ощущение детства", - сказал хореограф, руководитель труппы Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.
О классическом балете напоминает только музыка Чайковского и несколько персонажей. Щелкунчик, Мари, которую он учит танцевать, и добрая фея, осуществляющая их мечту. Эксцентричный Щелкунчик без камзола и парика. Этот герой не такой как все. Своим искрящимся необычным танцем он поражает скучающих балерин.
"Для меня в образе Щелкунчика есть особенная философия. Он борется с собой, с собственным несовершенством и в итоге превращается в прекрасное создание", - говорит солист Балета Монте-Карло Йерун Вербрюгген.
Этот волшебный балет хореограф Жан-Кристоф Майо дарит в Новый год принцессе Монако Каролине. Чтобы взглянуть на королевский подарок, в по-новогоднему сверкающее Монако съезжаются ценители балетного искусства со всего света.
"Именно принцесса Каролина 20 лет назад предложила мне возглавить Балет Монте-Карло. Она исполнила мою мечту собрать интернациональную труппу блестящих танцовщиков. Так что добрая фея, которая по сюжету дарит мир танца маленькой Мари, - еще и моя фея", - говорит хореограф, руководитель труппы Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.
Создать труппу Балета Каролина решила в память о своей матери, трагически погибшей голливудской кинозвезде Грейс Келли. Та мечтала прославить балет Монако и возродить традиции "Русских сезонов" Дягилева. Здесь по-прежнему один из балетных залов носит его имя. А в театре Гарнье, построенным для него князем Монако, идут спектакли, восстановленные Жан-Кристофом Майо. Поэтому он вправе считать себя наследником традиций русского балета.
"Мой главный источник вдохновения - это люди с их чувствами, переживаниями. Так что это - скорее, сказка для взрослых. В ней идет речь о решающих моментах нашей жизни, когда предстоит сделать выбор, от которого зависит вся судьба. В такие моменты особенно важно верить, что любая мечта осуществима", - убежден хореограф, руководитель труппы Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.
С приближением утра сказочный театр растворяется. И пусть волшебное приключение оказалось всего лишь сном, у всех надолго остается ощущение чуда.