О творческом пути самого загадочного художника XX века рассказывает выставка в Русском музее
Выставка "Малевич. До и после квадрата" открывается в Русском музее. Художника, который изобрел супрематизм в изобразительном искусстве, знают во всем мире, на аукционах его полотна оцениваются в миллионы долларов. Работы Малевича прятались от властей и нацистской Германии, и советской России. До сего дня его "Черный квадрат" считают самым загадочным и сенсационным произведением XX века. В этом году исполняется 100 лет со дня первого появления "Квадрата" Малевича. Но мало кто знает, как зарождалась идея супрематизма и к чему пришел художник в конце жизни. Об этом сложном пути и рассказывает выставка Русского музея.
Малевича в Русском музее больше всего в мире: 101 произведение: архитектоны, таблицы, книжная графика, изделия декоративно-прикладного искусства. Ну и, конечно же, самая знаменитая его картина, которую на этот раз повесили выше остальных – так, что ее не сразу и заметишь. А все для того, чтобы подчеркнуть: она на этой выставке - не главная. Организаторы предлагают проследить путь Малевича к "Черному квадрату" и от него. Ведь начиналось все за два года до появления "иконы супрематизма" в черной комнате.
Костюмов и уж тем более спектакля публика не видела 100 лет. Его восстановили специально к выставке. А премьера была еще 100 лет назад - оперу "Победа над солнцем" сочинили в Петрограде в декабре 1913 года футуристы-будетляне. По сцене ходили угловатые "люди будущего" и затягивали "заумь" - непонятные тексты.
Вряд ли авангардная опера вошла бы в историю, если б не декорации. Их создал Казимир Малевич, который нарисовал Солнце не круглым и красным, а черным и квадратным. Объяснил так: "Это символ победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы". К тому времени художник испытал на себе едва ли не все авангардные течения. Например, "Эскизы к фрескам" 1907 года - классический импрессионизм. В ряду святых - "Автопортрет". Малевич воплощает себя в образе Бога. Тогда он считал: "Я - начало всего, ибо в сознании моем создаются миры!"
"Это одна из его таких идей: как могли бы выглядеть стены в современном церковном пространстве, если бы они были бы заполнены произведениями современных художников, например, Малевичем", - разъясняет заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.
Его ранние работы малоизвестны, да и сохранилось их, в отличие от "Квадратов", - единицы. В 20-х гг. Малевич вывез их на выставку в Германию, но по приказу советского руководства все бросил и срочно вернулся на родину. Картины пропали. Тем и ценны сохранившиеся экземпляры - "Общество в цилиндрах", "Корова и скрипка", "Авиатор" - что раскрывают творческий путь художника от "Композиции с Джокондой", у которой, говорят, поначалу даже папироска была приклеена к губам - к "Квадрату" черному и красному. Через супрематизм к глубоким поздним работам - "Красная конница", "Работница", "Портрет жены".
"Многим может показаться, что это мимикрия, что это работы, сделанные под реализм, если хотите, под соцреализм. Совсем это не так! Когда он делает "Спортсменов" или "Девушек в поле", он пишет "супронатурализм". Т.е. это как бы тематическая картина о жизни, но в рамках супрематизма", - отмечает заместитель директора Русского музея Евгения Петрова.
"Автопортретами" начинается и заканчивается выставка. От Бога к Человеку - нам предлагают проследить этот творческий путь. Но зрители все равно толпятся где-то в середине, где "Черный", "Красный" квадраты. И даже подпрыгивают, чтобы удачно сфотографироваться на их фоне. Эти прямоугольники многие пытались перерисовать, но выходит всегда что-то не то, и остается Малевич - самый загадочный художник XX века.