Уникальную историческую реликвию обнаружили водолазы на дне Финского залива
Живое свидетельство первой победы в истории отечественного подводного флота - британский эсминец "Виттория" - обнаружили на дне Финского залива. Эсминец был затоплен в результате торпедной атаки с борта русской субмарины почти сто лет назад. Обнаружить корабль помогли личные архивы командира экипажа подводников.
Подорванный российской субмариной эсминец "Виттория" водолазы искали всего семь часов. Но даже погрузившись на глубину, не были уверены, что это - тот самый корабль, пока на глаза им не попалась ступенька парадного трапа с названием корабля.
Судно обнаружили лежащим кверху килем на глубине 30 метров. От взрыва российской торпеды корабль разломило на две части, но ни ходовая рубка, ни каюты офицеров не разрушены, даже боевые орудия почти не пострадали.
Василий Фролов, водолаз 54.08 – "Все механизмы, которые стояли на палубе - в неестественном положении, то есть, к потолку прикреплены. И малейшее движение - и это на голову падает. Может запросто какая-нибудь двухтонная лебёдка упасть или генератор, всё что угодно", - рассказывает водолаз Василий Фролов.
Английский миноносец в 1919 году стоял на якоре у острова Сескар. В разгар гражданской войны английская эскадра - тогда уже не союзник российского командования - пришла на помощь армии белого генерала Юденича. До штурма Петрограда оставались часы, когда командир субмарины "Пантера" 25-летний Александр Бахтин принял решение сорвать планы англичан двумя торпедными залпами.
Игорь Курдин, председатель Совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов, объясняет: "Мастерство проявилось в отрыве - уйти от противника невредимым было сложнее всего. Там стояли другие эсминцы, которые начали охоту и хотели отомстить. Они преследовали субмарину, сбрасывали глубинные бомбы".
От погони уходили 28 часов без всплытия - для субмарины тех времен это абсолютный рекорд. Спустя двадцать лет атаку "Пантеры" назовут первой победой в истории российского подводного флота. Тогда же в "Морском журнале" за сентябрь - лишь одна строчка, без фамилий, дат и званий.
Андрей Краснобаев, капитан третьего ранга, представитель Западного военного округа предполагает, что возможно, тогда это считалось государственной тайной, или не хотели портить отношения с англичанами".
В семейном архиве - карандашные эскизы иностранных судов. "Виттория" здесь тоже была, но вырезана чьей-то рукой. Людмила Бахтина - единственная родственница красноармейца, командира субмарины Александра Бахтина. Его дети погибнут в блокаду, а сам герой станет врагом народа. Из-за ложного доноса у него отберут орден Красной звезды и отправят сначала на Соловки, а потом в Сибирь.
Людмила Бахтина, племянница А.Н. Бахтина, командира подводной лодки "Пантера", раскрывает тайны семейной истории: "Бахтин, конечно, думал, что это какие-то происки англо-американской разведки. Но англичане ничего не делали против Бахтина! Всё было сфабриковано нашими, русскими. Там даже фамилии есть".
Там - это в архиве ФСБ, документы которого до сих пор засекречены. Командира конечно, реабилитировали, но орден так и не вернули, а про победу у Сескара и вовсе вспомнили лишь через сотню лет.
С затопленной "Виттории" водолазы подняли необычный трофей. Шутят: достать с английского корабля клюшку для гольфа - всё равно, что матрёшку с российского. Полностью деревянная, за почти век, проведенный в воде, она неплохо сохранилась. Вероятно, настоящие английские джентльмены, отправляясь в поход в Россию, планировали сыграть здесь партию-другую в гольф. Вот только совсем не ожидали, что прием получится таким негостеприимным.
Британский атташе не выпускает из рук спортивный артефакт. Теперь англичанам предстоит выяснить, кому он принадлежал: клюшка изготовлена для игрока-левши.
Затонувший корабль поднимать со дна не будут. По морским законам, он считается братской могилой. Клюшку передадут в военный музей, пожелав друг другу в дальнейшем встречаться на полях не сражений, а гольфа, в котором англичанам, как известно, нет равных.