В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка великого модерниста XX века Ман Рэя
Катрин Денёв, Коко Шанель, Сальвадор Дали - у посетителей пушкинского музея в Москве появилась возможность столкнуться с этим знаменитостями, что называется, лицом к лицу. 100 портретных фотоснимков самых ярких представителей богемы 20-го века были сделаны культовым мастером Ман Рэем. Скандальный авангардист, автор неоднозначных инсталляций, он всегда считался безоговорочным авторитетом в области фотографии, которая именно благодаря ему из обычного ремесла превратилась в высокое искусство.
Модернист XX века Ман Рэй глазами киноклассика Вуди Аллена выглядит точь-в-точь как на одном из своих автопортретов. Их здесь совсем немного. Художник, режиссер и фотограф Ман Рэй предпочитал снимать других знаменитостей. И в каждом кадре - настроение целой эпохи.
"Сейчас с трудом мы можем оценить авангардность этих снимков, а если мы посмотрим на даты, когда они были сделаны, то мы поймем, что это абсолютно новаторски. Та среда, в которой Ман Рей находился, величайших художников XX века и самых главных экспериментаторов, через него мы видим жизнь, которая была их жизнью", - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак.
Жан Кокто, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо. Переехав в США, родители маленького Эммануэля Радницкого, эмигранты из России и подумать не могли, что через каких-то 25 лет их сын станет в один ряд с этими людьми. А фамилия "Рэй", которую они придумали ему из-за постоянных антисемитских нападков, навсегда будет ассоциироваться с такими направлениями в искусстве как сюрреализм и авангард.
Безупречно красивая Катрин Денев, напряженный и нервный Игорь Стравинский, то ли растерянная, то ли удивленная Вирджиния Вульф, снятая незадолго до своего самоубийства. Ман Рэю очень точно удавалось создать психологический портрет человека. Эти уникальные, напечатанные самим фотографом снимки специально для московской экспозиции привезли из Голливуда, музеев Парижа и Нью-Йорка и лондонской национальной портретной галереи.
"Ман Рей был величайшим изобретателем, он радикально изменил искусство фотографии, не боялся экспериментировать. Посмотрите хотя бы на самую знаменитую из его работ, портрет его любовницы Кики Де Монпарнас в образе девушки-скрипки. Это не просто обнаженная натура, это женщина на которой и с которой можно играть. Невероятная философия для 20-х годов", - отмечает директор национальной портретной галереи (Лондон) Сенди Нейрн.
На фотопортретах современников Ман Рэя, мастер конечно же не мог не оставить и свои следы. Хобби всей его жизни - шахматы, черно белые снимки на черно белых стенах, здесь даже зал напоминает шахматную доску. А вместо ферзей, королей и пешек - его друзья, художники, уже на "сюрреалистической шахматной доске".
В то время как все в один голос твердили, что в фотографиях заложена лишь реальность, Ман Рэю удалось доказать, и тут есть место творчеству. И до своего последнего дня он не уставал повторять: я фотографирую только то, что не смог нарисовать.