Первая за 100 лет масштабная выставка произведений Наталии Гончаровой
Наталья Гончарова - одна из самых ярких художниц XX века. Картины, эскизы к спектаклям легендарных "Русских сезонов" в Париже, наброски костюмов и тканей для ведущих домов моды, редкие книжные иллюстрации - всё это на выставке в Третьяковской галерее на Крымском валу.
Немного исказить пропорции, чтобы добавить смысл. Поиграть со светом, чтобы усилить впечатление. И внимательному взгляду станет очевидно: этот "Завтрак" - больше, чем просто бытовая сцена.
"Здесь есть взаимоотношения между людьми, между мужчиной и двумя женщинами, между женой и подругой. Такая ситуация адюльтера. Между двумя, видимо возлюбленными, у которых другие отношения. Вот эти суховатые стволы унылые подчеркивают неуспешность этого романа", - объясняет куратор выставки "Между Востоком и Западом" Ирина Вакар.
В своих картинах она непредсказуемая, потому что всегда разная и оттого узнаваемая. В бесконечных поисках формы, в смелых, порой слишком, экспериментах со стилем настолько, что именно стиль, а не предмет становится темой произведения. Ну вот, к примеру, павлин, точнее его художественные возможности, где кисть уже не рисует - вышивает или гуляет по полотну широкими мазками, чтобы главным стал цвет. Порой не просто яркий – кричащий, как в цикле "Жатва" на сюжет Апокалипсиса. Полотна будто залиты раскаленной лавой. Семь сохранившихся картин, еще две утеряны, вместе собрали впервые, спустя век с последней персональной выставки.
"Здесь всего четыре или пять красок. Причем, они даже не разработаны в оттенках. Они несут в себе ощущение видения, которое вспыхнуло перед глазами евангелиста Ионна Богослова", - говорит Ирина Вакар.
Гончарову часто называют амазонкой Авангарда, потому что сделала то, что не рискнули коллеги-мужчины - привнесла в живопись сильные эмоции, экспрессивные образы, одной из первых обратилась к беспредметности. Если бы не ее "Пустота", возможно, миру никогда бы не явился "Черный квадрат". В простоте художница искала впечатление. И в самом деле, кто еще выберет для натюрморта не пышный букет, а такой, казалось бы, прозаичный чертополох.
В сопоставлении цвета и формы художница искала и находила особую выразительность. И спустя век от ее полотен по-прежнему взгляд не оторвать. В них какой-то особый магнетизм, даже если это просто сумма лучей, идущих от источника света. Изобразительное решение, которое придумала вместе с мужем - художником Михаилом Ларионовым, взяли на вооружение кураторы и всю выставку словно лучами - небольшими перегородками - разделили на тематические зоны.
Ее знают как самую дорогую художницу в истории, за ее полотна коллекционеры готовы платить миллионы. И подделывают ее так часто, что за последние годы якобы неизвестное раньше наследие Гончаровой обнаруживалось не раз. Чтобы расставить точки, он и задумал эту книгу. По крупицам много лет собирал историю всего русского Авангарда. Первое издание такого рода. Сотни биографий, картин, критических статей - под одной обложкой.
"Это издание посвящено Авангарду в широком смысле слова. То есть это Авангард классический. Но вот первые два тома - это биографии, а третий том будет посвящен вопросам теоретическим, практическим. То есть там будет история Авангарда, выставки, объединения, термины и прочее, прочее, прочее", - рассказывает искусствовед, автор "Энциклопедии русского Авангарда" Андрей Сарабьянов.
Открытие выставки с презентацией книги совпало случайно. Но даже если выучить ее наизусть, эти полотна и сейчас расскажут нечто новое. Казалось бы, на словах все предельно просто - "аэроплан над городом", а на деле...
"Движение каких-то объемов, каких-то масс, цветовых линий. И вот в этой энергии, энергетике, я бы сказал, главное изображение картины", - отмечает Андрей Сарабьянов.
Она никогда не останавливалась на том, что умела. Рисовала декорации, которые вмиг сделали ее знаменитой - о русских сезонах Дягилева писали все европейские газеты, придумывала платья, в которых щеголяли потом французские модницы. Почти 400 самых разных произведений под одной крышей, спустя век опять на несколько месяцев в Москве.