Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 октября 2013, 09:15

В японской версии «Трех сестер» играют роботы

Восходящая звезда японской театральной сцены дебютировала в спектакле по Чехову. Знаменитые "Три сестры" идут при аншлаге: в зрительном зале собираются поклонники не только драматического искусства, но и электроники. Дело в том, что в Японии, знаменитой своими цифровыми ноу-хау роботы выходят даже на подмостки, причем в первых ролях!

Ей всегда достаются только главные роли. Но цветы никто никогда не дарил и не брал автограф. Про гонорары речь и вовсе никогда не заходила. Единственное, что ей нужно, - электричество.

Младшая из чеховских "Трех сестер" Ирина в японской обработке стала роботом-андроидом. Так решил художник. Он так видит.

"Чехов для нас - самый уважаемый в мире писатель. Основной мотив пьесы "Три сестры", если выразить одним словом, работа. А роботы - это как символ труда. Почему младшая Ирина стала андроидом? Мне так просто захотелось", - говорит режиссер Ориза Хирата.

Первое впечатление, что рядом сидит живая девушка, но на самом деле - робот. Сыграть может хоть тысячу ролей, все слова знает наизусть и никогда не запнется, никакого грима. Но есть и минусы - не знает, что делать в непредвиденных ситуациях, например, если погаснет свет. Да и без живых персонажей на сцене ее игра тоже будет не блестящей.

Иногда живым актерам приходится тянуть паузу и импровизировать. Их электронные коллеги время от времени дают сбой. А зритель порой не понимает, кому за кулисами на самом деле оказывают помощь.

"Сначала мы сняли на видео движение живой актрисы. Затем с помощью программирования перенесли это на робота. И даже голос, которым она говорит, - это голос живого человека. Мы даже программировали движение губ, чтобы они совпадали со словами", - рассказывает инженер Хироси Исугуро.

Чеховский сценарий практически полностью поменяли. Действие происходит в Японии в 2030 году. Классическое "в Москву, в Москву" заменили на "Америку, Америку". Из привычного - только три сестры и слуги. Хотя последние тоже роботы. Играть на одной сцене с электронными артистами японцам по душе. Конкуренции не боятся.

"Я не думаю, что андроиды заменят живых актеров. А если это случится, то точно не скоро. До того, как я начала этим заниматься, мне казалось, это очень сложно - подстраиваться под робота, но когда я попробовала, оказалось, что это практически ничем не отличается от игры с живыми актерами", - отмечает актриса Хироко Мацуда.

С похожими спектаклями режиссер Ориза Хирато объездил десятки стран. Принимали по-разному. Соглашались всегда в одном – отличить, где робот, а где живая актриса, иногда практически невозможно.

"Роботы как люди. И время на программирование уходит столько же, сколько мы тратим на театральные репетиции с живыми актерами. Я иногда и сам путаюсь, кто где", - признается режиссер Ориза Хирата.

В японской версии "Трех сестер" играет живая актриса, чью внешность использовали для создания образа андроида. Они как две капли воды. В спектакле подменяют друг друга. Понять, кто в этот момент на сцене, уже невозможно. Если живая актриса заболеет, а электронная забарахлит, у инженеров всегда под рукой есть еще одна запасная Ирина: человек или робот, режиссер не рассказывает. 

Читайте также: