В японской версии «Трех сестер» играют роботы
Восходящая звезда японской театральной сцены дебютировала в спектакле по Чехову. Знаменитые "Три сестры" идут при аншлаге: в зрительном зале собираются поклонники не только драматического искусства, но и электроники. Дело в том, что в Японии, знаменитой своими цифровыми ноу-хау роботы выходят даже на подмостки, причем в первых ролях!
Ей всегда достаются только главные роли. Но цветы никто никогда не дарил и не брал автограф. Про гонорары речь и вовсе никогда не заходила. Единственное, что ей нужно, - электричество.
Младшая из чеховских "Трех сестер" Ирина в японской обработке стала роботом-андроидом. Так решил художник. Он так видит.
"Чехов для нас - самый уважаемый в мире писатель. Основной мотив пьесы "Три сестры", если выразить одним словом, работа. А роботы - это как символ труда. Почему младшая Ирина стала андроидом? Мне так просто захотелось", - говорит режиссер Ориза Хирата.
Первое впечатление, что рядом сидит живая девушка, но на самом деле - робот. Сыграть может хоть тысячу ролей, все слова знает наизусть и никогда не запнется, никакого грима. Но есть и минусы - не знает, что делать в непредвиденных ситуациях, например, если погаснет свет. Да и без живых персонажей на сцене ее игра тоже будет не блестящей.
Иногда живым актерам приходится тянуть паузу и импровизировать. Их электронные коллеги время от времени дают сбой. А зритель порой не понимает, кому за кулисами на самом деле оказывают помощь.
"Сначала мы сняли на видео движение живой актрисы. Затем с помощью программирования перенесли это на робота. И даже голос, которым она говорит, - это голос живого человека. Мы даже программировали движение губ, чтобы они совпадали со словами", - рассказывает инженер Хироси Исугуро.
Чеховский сценарий практически полностью поменяли. Действие происходит в Японии в 2030 году. Классическое "в Москву, в Москву" заменили на "Америку, Америку". Из привычного - только три сестры и слуги. Хотя последние тоже роботы. Играть на одной сцене с электронными артистами японцам по душе. Конкуренции не боятся.
"Я не думаю, что андроиды заменят живых актеров. А если это случится, то точно не скоро. До того, как я начала этим заниматься, мне казалось, это очень сложно - подстраиваться под робота, но когда я попробовала, оказалось, что это практически ничем не отличается от игры с живыми актерами", - отмечает актриса Хироко Мацуда.
С похожими спектаклями режиссер Ориза Хирато объездил десятки стран. Принимали по-разному. Соглашались всегда в одном – отличить, где робот, а где живая актриса, иногда практически невозможно.
"Роботы как люди. И время на программирование уходит столько же, сколько мы тратим на театральные репетиции с живыми актерами. Я иногда и сам путаюсь, кто где", - признается режиссер Ориза Хирата.
В японской версии "Трех сестер" играет живая актриса, чью внешность использовали для создания образа андроида. Они как две капли воды. В спектакле подменяют друг друга. Понять, кто в этот момент на сцене, уже невозможно. Если живая актриса заболеет, а электронная забарахлит, у инженеров всегда под рукой есть еще одна запасная Ирина: человек или робот, режиссер не рассказывает.