На сцену возвращается легендарный спектакль «По ту сторону греха» Бориса Эйфмана
Очередная премьера в Большом - балет по мотивом "Братьев Карамазовых". История о поиске бога, о духовном падении и возрождении, уже взбудоражила публику два десятилетия назад. И вот - именитый хореограф возвращается к своей постановке.
Изысканный по форме и глубокий по содержанию. Знаменитый хореограф Борис Эйфман привез в Москву балет "По ту сторону греха" по мотивам романа "Братья Карамазовы". К произведению Достоевского Эйфман уже обращался в 1995 году, но спустя почти 20 лет что-то все же заставило его кардинально переосмыслить свое же творение.
"Главное, изменился я сам, но, конечно, изменилась и страна. И поэтому те проблемы Достоевского, которые волновали нас в 1995, сегодня нас не просто волнуют, они стали вопиюще актуальны. Это новый совершенно спектакль, который соответствует духу времени", - говорит хореограф, народный артист России Борис Эйфман.
Даже на репетициях артисты Эйфмана работают на грани физических возможностей. Кажется, этой труппе подвластно всё: сложная неповторимая пластика и эмоции, точно у драматических актеров.
"Акцент у нас сделан именно на генетику, поскольку, помня Достоевского, сыновья не видели отца, они встретились с ним после 18 лет и вот насколько Карамазовщина вылезает в каждом сыне", - говорит балерина, исполнительница роли Грушеньки Мария Абашова.
Такое редко бывает в балете: на первом плане в этой постановке мужчины, их отношения с богом, друг с другом и с собой.
"Вопрос о вседозволенности очень четко показан. Дозволено ли человеку перейти эту грань моральную или нет", - отмечает танцовщик, исполнитель роли Дмитрия Карамазова Олег Габышев.
Все действие разворачивается на фоне трехэтажной металлической конструкции. Время от времени она становится то тюрьмой, то храмом. А в центре - винтовая лестница. По задумке режиссера, она связывает небо землю и преисподнюю. И как говорят сами танцовщики подняться вверх, гораздо тяжелее, чем спуститься вниз.
Эйфман никогда не боялся говорить со зрителем метафорами. Наверно поэтому такой синтез драмы и хореографии никого не оставляет равнодушным.
"Это мастер удивительного пластического богатства, он буквально все человеческие эмоции и чувства может выразить через движения", - говорит президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.
"Я балет не люблю, прости господи, но я смотрел это и мне захотелось это ставить. Я там увидел ту пластику, мощь, широту и гениальное соединение великих композиторов Рахманинова с Вагнером", - говорит кинорежиссёр, народный артист РСФСР Никита Михалков.
Как и Достоевский исследуя человеческую душу, хореограф и философ Эйфман оставляет финал балета открытым, давая понять, что его героям еще предстоит пройти огромный путь. И возможно когда-нибудь им удастся ответить на вечные вопросы, где найти духовное спасение, есть ли бог, что находится по ту сторону греха.