Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
2 октября 2013, 12:13

На сцену возвращается легендарный спектакль «По ту сторону греха» Бориса Эйфмана

Очередная премьера в Большом - балет по мотивом "Братьев Карамазовых". История о поиске бога, о духовном падении и возрождении, уже взбудоражила публику два десятилетия назад. И вот - именитый хореограф возвращается к своей постановке.

Изысканный по форме и глубокий по содержанию. Знаменитый хореограф Борис Эйфман привез в Москву балет "По ту сторону греха" по мотивам романа "Братья Карамазовы". К произведению Достоевского Эйфман уже обращался в 1995 году, но спустя почти 20 лет что-то все же заставило его кардинально переосмыслить свое же творение.

"Главное, изменился я сам, но, конечно, изменилась и страна. И поэтому те проблемы Достоевского, которые волновали нас в 1995, сегодня нас не просто волнуют, они стали вопиюще актуальны. Это новый совершенно спектакль, который соответствует духу времени", - говорит хореограф, народный артист России Борис Эйфман.

Даже на репетициях артисты Эйфмана работают на грани физических возможностей. Кажется, этой труппе подвластно всё: сложная неповторимая пластика и эмоции, точно у драматических актеров.

"Акцент у нас сделан именно на генетику, поскольку, помня Достоевского, сыновья не видели отца, они встретились с ним после 18 лет и вот насколько Карамазовщина вылезает в каждом сыне", - говорит балерина, исполнительница роли Грушеньки Мария Абашова.

Такое редко бывает в балете: на первом плане в этой постановке мужчины, их отношения с богом, друг с другом и с собой.

"Вопрос о вседозволенности очень четко показан. Дозволено ли человеку перейти эту грань моральную или нет", - отмечает танцовщик, исполнитель роли Дмитрия Карамазова Олег Габышев.

Все действие разворачивается на фоне трехэтажной металлической конструкции. Время от времени она становится то тюрьмой, то храмом. А в центре - винтовая лестница. По задумке режиссера, она связывает небо землю и преисподнюю. И как говорят сами танцовщики подняться вверх, гораздо тяжелее, чем спуститься вниз.

Эйфман никогда не боялся говорить со зрителем метафорами. Наверно поэтому такой синтез драмы и хореографии никого не оставляет равнодушным.

"Это мастер удивительного пластического богатства, он буквально все человеческие эмоции и чувства может выразить через движения", - говорит президент Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Ирина Антонова.

"Я балет не люблю, прости господи, но я смотрел это и мне захотелось это ставить. Я там увидел ту пластику, мощь, широту и гениальное соединение великих композиторов Рахманинова с Вагнером", - говорит кинорежиссёр, народный артист РСФСР Никита Михалков.

Как и Достоевский исследуя человеческую душу, хореограф и философ Эйфман оставляет финал балета открытым, давая понять, что его героям еще предстоит пройти огромный путь. И возможно когда-нибудь им удастся ответить на вечные вопросы, где найти духовное спасение, есть ли бог, что находится по ту сторону греха.

Читайте также: