Ушёл из жизни выдающийся кинооператор Вадим Юсов
Сегодня не стало человека, который так умел снимать фильмы, чтобы в них навсегда влюблялись миллионы зрителей. Ушёл из жизни легендарный кинооператор Вадим Юсов. Ему было 84 года. Имя Юсова - в титрах картин, ставших абсолютной классикой кино, и на страницах учебников, по которым во всём мире преподают операторское мастерство. Он и сам долго учил тому, что умел как никто другой.
Кадров Вадима Ивановича Юсова за работой практически не сохранилось. Такова уж специфика операторской работы. И это притом, что именно он снял фильмы, которые прекрасно знают не только у нас в стране, но и во всем мире. "Солярис" Тарковского и его же картина "Иваново детство", "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии и "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука. Совершенно разные фильмы и совершенно разные режиссеры. Оператор один - Вадим Юсов, всегда отвечавший уклончиво на вопрос о своем любимом фильме.
"Для меня нет такой разницы, что эта картина для меня ценнее, эта - менее ценна. Мне в жизни повезло. Я работал с хорошими режиссерами", - говорил Вадим Юсов.
Преподаватель во ВГИКе, Юсов говорил студентам, что кинематограф - это прежде всег командная работа. И фильм не получится никогда, если не будет понимания внутри съемочной группы. Свою первую картину с Тарковским он снял в 1960-м. Короткометражка "Каток и скрипка" - дипломная работа студента Тарковского. Потом были "Андрей Рублев" с пронзительными планами, "Иваново детство" и "Солярис", ставшие классикой мирового кинематографа.
"Я был на съемках фильма "Солярис", проходил там практику. На Мосфильме Тарковский снимал сцену с Наташей Бондарчук, она там должна плакать. И вот она плакала, плакала. И пока Юсов в течение трех часов не поставил свет, Тарковский с его характером тигра в клетке ждал, потому что он знал, что мешать ему не надо, он делает великое искусство", - рассказал режиссер, сценарист Юлий Гусман.
В своем последнем интервью, в начале этого лета, Вадим Иванович рассказывал о том, что за многие годы работы на съемочной площадке научился не выставлять свои эмоции напоказ, потому что это мешало делу.
"Актер для оператора на площадке - это святое дело. Я не могу, допустим, находясь ближе всех других членов группы к актеру, немножко отображать на своем лице реакцию на его исполнительство", - говорил он.
Эта невозмутимость порой раздражала актеров, пытавшихся понять, понравилась ли их игра оператору, но себе Вадим Юсов так ни разу и не изменил.
Его операторские находки в фильме "Иваново детство" повторяли голливудские операторы, а черно-белый "Андрей Рублев", снятый Юсовым все с тем же Тарковским более сорока лет назад, всегда казался цветным,
"Он - один из тех, кто сделал черно-белое кино предметом искусства. Находил такие нюансы и в черном, и в белом. Конечно, он - великий оператор. И очень жалко, потому что даже если бы он не снимал сам, он очень многому научил огромное количество людей и мог бы продолжить это делать", - сказал режиссер, председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков.
"Можно просто посмотреть 30-40 секунд из "Я шагаю по Москве", кадр - девушка, идущая под летним дождем, и этого достаточно, чтобы понять смысл суть 60-х годов, СССР. Вот это – Юсов", - говорит режиссер, гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров.
По ставшими классическими кадрам Юсова из комедии Данелии "Я шагаю по Москве" историки сейчас изучают российскую столицу 60-х.
"Юсов, на мой взгляд, это лучший оператор мира за все существование кинематографа. Много было выдающихся операторов, гениальных, самобытных, очень разных, но такого, как Юсов, я не встречал ни в жизни, ни на экране. Потому что все его картины сняты по-разному, все картины сняты блестяще. Но трудно сказать даже специалисту, что это снимал один и тот же человек. Конечно, горе, что его нет. Но, думаю, скоро увидимся", - сказал режиссер Георгий Данелия.
Последние тридцать лет Вадим Иванович Усов преподавал операторское мастерство во ВГИКе. Преподавал до последнего дня своей жизни.