Худрук Большого театра Сергей Филин впервые после нападения на него встретился с коллегами
Пока это - ещё не возвращение к работе. Худрук уговорил немецких врачей отпустить его из клиники в Лондон, чтобы поддержать артистов, у которых завершаются британские гастроли.
Первые аплодисменты за семь месяцев беспрерывных операций! Сергей и Мария Филины у сценического подъезда Королевской оперы. О том, что худрук балета Большого навестит свою труппу на гастролях, никто толком и не знал. Из Германии Филины приехали на поезде. Врачи отпустили всего на сутки - посмотреть спектакль "Драгоценности" и встретиться с друзьями. Им сразу пришлось объяснять: это ещё не выход на работу.
"Лечение продолжается. Врачи делают все возможное. Есть план в ближайшее время с учетом дальнейших операций постепенно переходить на амбулаторное лечение для того, чтобы я мог уже в сентябре вернуться и начинать работать. Поэтому пока могу сказать, что лечение продолжается и впереди еще предстоит, конечно, очень много. Но сегодня появляется еще больше надежды, появляется еще больше стабильности и уверенности для того, что я я мог сказать, что мы идем постепенно, постепенно вперед", - сказал Сергей Филин.
С первых дней пребывания в московской, а затем немецкой клинике Сергей Филин не оставляет труппу без своего внимания. Мостиком между худруком и артистами стала его заместитель - Галина Степаненко. Но в этот вечер Филин, ни раз блиставший на лондонской сцене, вновь сам смотрел балет.
"Труппу я нашел не просто в хорошей форме. Это нельзя передать словами, потому что каждый из артистов, где бы он не находился, великолепен. Это сегодня оценили английские зрители, потому что публика в Лондоне очень требовательная, и сегодня они получили удовольствие. И, конечно же, безусловно, все солисты, я с радостью готов перечислить их всех, они были великолепны. Это блестящая работа. Они находятся в шикарной форме. Ну и, конечно, я скажу, что я горжусь. И еще раз хочу сказать, что самая главная цель сегодняшнего моего визита, это было сказать абсолютно всем: постановочной части, всем, кто сегодня помогает, администрации, которая работает и которая провела огромную организационную работу для того, чтобы гастроли прошли на самом высоком и на самом хорошем уровне", - сказал Сергей Филин.
С первых дней гастролей британские журналисты, наконец, заговорили о балете, а не о том, что происходит вокруг крупнейшего театра России. Одетта-Одиллия в исполнении Светланы Захаровой и Никия Ольги Смирновой получили высшую оценку театральных критиков - пять звёзд. Даже спектакль "Баядерка", где небольшую травму получила прима Мария Александрова, был принят на ура.
"Это золотая традиция, которой полтора века! Это же чудесные классические балеты. Удивительное восхождение от императорского балета, от школы Петипа и Горского до сегодняшнего дня", - отмечает балетный критик Клемент Крисп.
Взаимная любовь Большого и лондонских балетоманов длится больше полувека. С 63-го, когда начались регулярные выступления в Королевской опере, почти каждый визит в "Ковент-Гарден" балет Большого открывает "Лебединым озером". Светлана Захарова и Александр Волчков понимали: от их выступления зависит судьба гастролей.
"Наверное, вот эта нагрузка, которая лежала на мне, которую нужно было преодолеть, стиснув зубы, и весь свой характер собрать, выйти и сделать то, как репетировала в Москве", - рассказывает прима Большого театра Светлана Захарова.
Спонтанно взять билеты на балет Большого в Лондоне было невозможно. Билеты сметали в первый же день. Но для персонала "Ковент-Гардена" есть одна маленькая лазейка - это классы, которые порой интересней любого спектакля. Но на большой сцене, как в волшебном зеркале, отражается вся прелесть балета: и танец, и декорации, и костюмы. Даже из-за кулис наблюдать за "Спящей красавицей" одно удовольствие.
Оттанцевав свой номер, балерина на пару минут становится зрителем, чтобы перевести дух, подтянуть ленточки на пуантах и посмотреть, как зал принимает других.
"Мы привыкли, что московская публика поддержит на каких-то сложных технических местах и оценит всегда аплодисментами. А здесь сначала тишина, и ты думаешь, что что-то не то сделал, но потом ты понимаешь, что зритель тебе даёт дотанцевать без аплодисментов, чтобы не прерывать твое действие на сцене, и потом наградит тебя засуженными аплодисментами", - рассказывает солистка балетной труппы Большого театра Ольга Смирнова.