После серии скандалов директор Большого театра Анатолий Иксанов досрочно ушел в отставку
Громкие перестановки в сфере культуры опять в заголовках новостей. В рамках масштабной реорганизации, которую сейчас проводит Минкульт, своей должности лишился директор Большого театра Анатолий Иксанов. Первая информация о готовящейся смене руководства просочилась в прессу накануне, сегодня,9 июля, она получила подтверждение.
Журналисты толпились у входа с самого утра, пытаясь получить подтверждение информации, появившейся накануне вечером, об отставке генерального директора Большого Анатолия Иксанова. Когда удалось войти внутрь, то ощущение легкого театрализованного абсурда только усилилось: повсюду были включены мониторы, на которых знаменитые солисты исполняли свои знаменитые па-де-де... Корреспонденты и операторы в таком окружении, получалось, были в роли своеобразного кордебалета, ожидавшего солистов. В итоге заглавную партию исполнил (в смысле, сообщил главную новость) министр культуры.
"Непростая ситуация в коллективе Большого театра и вокруг него говорят о том, что безусловно театру требуется обновление", - заявил Владимир Мединский.
Слов "отстранен" или "уволен" в отношении Анатолия Иксанова министр так и не произнес, сообщив что просит его быть советником Минкультуры, что отправил представление о высокой государственной награде для Иксанова. Очевидно, что происходящее проявление вполне осознанной политики кадрового обновления, инициированного министерством культуры в последнее время. Это выразилось, например, и в недавней смене руководства в Пушкинском и Политехническом музеях.
"Мы прекрасно понимаем, что человеческие силы и возможности даже у самых высочайших профессионалов имеют свои пределы. Наши действия не являются спонтанными, они укладываются в общую концепцию Министерства культуры и правительства по обновлению и реформированию учреждений культуры с сохранением традиций, опыта, с необходимой поэтапностью и постепенностью", - отметил Владимир Мединский.
Что же касается "высочайших профессионалов", то именно профессионалы такого ранга пришли сегодня в Большой специально чтобы благодарить Анатолия Иксанова. Тот, в свою очередь, благодарил тоже. Лаконично.
"Хочу высказать слова благодарности моим друзьям, коллегам, которые находятся в этом зале, за то, что все 13 лет мы работали как единая команда, как единый коллектив. И спасибо Большому. Всё", - сказал Анатолий Иксанов.
И объятия Юрия Григоровича, и поцелуи от Маквалы Касрашвили сполна говорят о благодарности за сделанное: главная сцена Большого отреставрирована, появилась и еще одна, новая сцена, в репертуар вернулись классические балеты, прославившие театр, мировые звезды почитаю за честь выступать в Москве и зовут звезд Большого на гастроли. Но, как говорится, есть одно большое "но"...
Букеты цветов, аплодисменты и взаимные комплименты - так, внешне вполне высокохудожественно началась сегодня смена эпох в Большом театре. Но, и это общее место в театральном мире, как правило, за респектабельностью и утонченностью скрывается такая буря страстей, которая часто выливается в скандалы. Причем зачастую мирового уровня скандалы. В этом смысле начинать новую эпоху в жизни Большого театра определенно придется с так называемого "смягчения нравов".
Даже вот и самая ожидаемая премьера, балет "Евгений Онегин" (репетиции которого сейчас идут) до которой осталось всего-то несколько дней, не обошлась без скандала: прима балерина Светлана Захарова отказалась принять участие в премьере. Совсем недавно, после публичных дискуссий в прессе, из театра ушел Николай Цискаридзе. Ещё два солиста, две восходящие звезды мирового балета Васильев и Осипова "переехали" в труппу петербуржского Михайловского театра. Ну а скандал с Сергеем Филиным, которому в лицо плеснули кислотой, обсуждала, кажется, вообще вся страна. Поэтому один из главных вопросов новому генеральному директору Большого Владимиру Урину: что же он намерен делать в первую очередь, возглавив коллектив таких талантливых и таких неуживчивых звезд?
"Я не хотел бы сейчас давать никаких оценок и принимать решений. С моей стороны это было бы мальчишеством", - сказал Владимир Урин.
На вопрос, считает ли он себя более жестким или же компромиссным человеком, Владимир Урин ответил, что это зависит от обстоятельств.
"Жесткий" и при этом и "компромиссный" тоже, Владимир Урин хорошо известен в театральном сообществе. Начав карьеру с должности горектора ТЮЗа в городе Киров, он занимался все более масштабными проектами. Фактически "с нуля" создал отличную репутацию Московскому музыкальному театру Станиславского и Немировича-Данченко.
"Я очень хорошо знаю театр Станиславского, там поют мои ученики, и я часто хожу туда, и он за последние годы поднял этот театр, художественный уровень этого театра очень высок благодаря этому человеку", - говорит солист Государственного академического Большого театра России, народный артист СССР Зураб Соткилава.
Предложение возглавить Большой Владимир Урин принял не сразу: вначале отказался, затем, взяв на размышление 2 недели, всё же согласился. О том, как в театре относятся к этому назначению, высказалась одна из самых авторитетных и известных певиц, проработавшая в знаменитых стенах 48 лет.
"Никакого бунта не должно быть, потому что вообще нового генерального директора почти все знают. Он очень принципиальный, как я слышала и знаю, но не монстр в том смысле, чтобы разогнать всю труппу сразу и собрать новую. Я думаю, что он наоборот будет бережно относится к тому, что ценное есть в Большом театре", - говорит управляющая творческим коллективом оперной труппы ГАБТ Маквала Касрашвили.
"Для Большого театра сегодня очень важно начать с творческой составляющей и наладить творческий процесс, благодаря лидерам, которые туда должны прийти, нужно создать команду супертворческих лидеров в опере и балете, тогда, я думаю, всё будет в порядке", - считает оперная певица, народная артистка России Любовь Казарновская.
При этом включаться работу Владимиру Урину предстоит, что называется, "с места в карьер": вскоре Большому предстоят гастроли в Лондоне, осенью на этой сцене будет выступать парижская национальная опера, балет Монте-Карло и королевский балет "Ковент-Гарден", кроме того, ожидается целая серия громких премьер. Ну а относительно того, было ли это назначение уместным именно накануне всех этих запланированных событий, критики и любители театра будут еще определенно долго спорить.