В Москве открыли памятник поэту-фронтовику, автору легендарного «Василия Тёркина» А. Твардовскому
"Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле" - эта фраза, как и многие другие из поэмы "Василий Тёркин", стала крылатой и ушла в народ. Её автор - поэт-фронтовик, знаменитый Александр Твардовский. Сегодня в Москве ему открыли памятник, на Страстном бульваре, рядом с редакцией журнала "Новый мир", главредом которого был Твардовский. Именно он первым напечатал Солженицына.
Под аплодисменты собравшихся с бронзовой фигуры снимают ткань. На гранитном постаменте ее видно теперь даже из глубины Страстного бульвара. где поэт так любил прогуляться. Вот и сейчас, кажется, только на минуту остановился. Может, сочинить эти строчки?
"Он оставил много поэм и стихотворений, которые, на мой взгляд, или полупрочитаны, или не прочитаны достаточно глубоко. Для большинства читателей он остался авторам Теркина. И это грустно. Но я уверена, что будет впереди", - сказал дочь поэта Валентина Твардовская.
Композиция, продуманная в деталях. Стихи - мелким, ровным почерком, словно из блокнота Твардовский сам вырвал страницу. Его имя на памятнике - знакомым фирменным шрифтом издательства "Новый мир", которое, кстати, здесь неподалеку. И сам главный редактор будто вот-вот зашагает дальше, по дороге на работу.
"Это памятник не для Твардовского, это памятник для нас, чтобы мы могли задуматься, как жили, ради чего жили и за что боролись такие великие люди, как Твардовский", - сказал министр культуры России Владимир Мединский.
Теперь, наверное, трудно поверить, что скульптура могла быть совершенно другой. Ее автор Владимир Суровцев нарисовал десятки эскизов. Твардовский в шинели, в гимнастерке - на фронте, готовит очередную заметку или строфу "Василия Теркина". В поисках единственно верного образа скульптор съездил на родину писателя, в Смоленск, и перечитал почти все его книги. В мастерской осталась небольшая библиотека.
"Старался сделать эту композицию так, как мне подсказывала его поэзия, его лирика, ведь последние годы были особенно драматичными. Вы помните, дважды исключали и закрывали фактически редакцию "Новый мир", - говорит Владимир Суровцев.
В 60-е "Новый мир" не просто журнал - оппозиция советской власти. Твардовскому приходилось отстаивать чуть ли не каждую публикацию. Талантливый дипломат, он смог добиться разрешения напечатать "Один день Ивана Денисовича". Страна узнала Солженицына, а на журнал началась травля. Через несколько лет Твардовский будет вынужден уйти.
"Замечательно, что стоит на этом месте, и каждый, кто идет мимо, может вдруг почувствовать вот эту тревогу за наше будущее, - сказала Наталья Солженицына.
На церемонию открытия памятника Твардовскому гости пришли с цветами, кто-то принес сборник стихов, чтобы здесь, будто вместе с поэтом, по-новому прочитать для себя его стихи.