Уникальная выставка советской архитектуры открылась в Москве
Как создавались многие шедевры отечественной архитектуры XX века, можно узнать на уникальной выставке, которая открылась в Москве. В экспозиции - вся история павильонов, которые представляли советские достижения на самых больших международных выставках.
1958 год. Брюссель. Всемирная выставка. На советском павильоне - крупные латинские буквы "USSR", внутри - макеты спутников, самолетов, автомобили. Все, что должно было продемонстрировать капиталистическому миру мощь и величие страны Советов.
Месяцы подготовки, сотни забракованных чертежей и проектов и только лучшие допускались к работе над павильонами, которым предстояло стать визитной карточкой СССР лишь на пару месяцев, но остаться в памяти на века.
Для архитекторов, художников, инженеров всемирный смотр достижений – еще и единственный шанс заявить о себе за рубежом. После Парижской выставки 1925 года благодаря радикальному интерьеру Рабочего клуба об Александре Родченко и советском конструктивизме заговорили во всей Европе.
"Рабочий и колхозница" - давно неотъемлемая часть пейзажа района ВДНХ, а когда-то они красовались на фоне Эйфелевой башни. Ведь это не просто памятник, а фрагмент павильона СССР на всемирной выставке 1937 года в Париже. Самое сердце экспозиции - один из первых макетов будущей 24-метровой скульптуры. После Парижа скульптора Веру Мухину узнали во всем мире. Она говорила, что прообразом "Рабочего и колхозницы" стали все юноши и девушки страны Советов, буквально устремленной в коммунизм.
Культурное противостояние двух держав на выставке выражалось даже в метрах. Немецкие рабочие, якобы, по ночам надстраивали верхние ярусы своего павильона, чтобы Орел со свастикой смотрел на Рабочего с Колхозницей сверху вниз.
Огромная карта СССР, выложенная алмазами и изумрудами – еще один поразивший зрителей экспонат. Над "Панно социализма" работали круглые сутки почти 700 человек, чтобы успеть к открытию выставки. В Париже советский павильон получил гран-при. Повторить французский успех в Нью-Йорке в 1939 году снова поручили Борису Иофану. На этот раз полукруглый мраморный павильон стал постаментом для статуи "Рабочего". Изначально пролетарий задумывался обнаженным и с факелом. Комбинезон и звезда появилась позже.
В Японию в 1970 году Советский Союз привез сложнейшее сооружение - павильон в виде гигантского алого знамени. Внутри лифт, на котором можно спуститься в точную копию угольной шахты и таким образом побывать на "стройке социализма".
А история другого здания, единственного вернувшегося с всемирной выставки, началась в канадском Монреале в 1967 году. 2 миллиона тонн конструкций везли сначала танкером, потом поездом, чтобы и сегодня гости ВВЦ могли любоваться уникальной изогнутой крышей павильона "Москва".