100 лет назад родился легендарный композитор Тихон Хренников
Профсоюзный функционер, который не боялся выступить против системы; мастер крупной формы, снискавший всенародную любовь мажорными песенками. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых неоднозначных, но однозначно талантливых советских композиторов Тихона Хренникова. Он сочинял оперы, симфонии и балеты, но признание широкой публики получил за то, что сейчас называют словом "саундтрек", музыку к фильмам. Без мелодий Хренникова невозможно представить классику советского кино: "Свинарка и пастух", "Гусарская баллада", "В шесть часов вечера после войны"...
За 6 лет в его кабинете почти ничего не изменилось. Письменный стол завален нотами. За роялем Тихон Хренников. 26-летний. Названный Тихоном в честь знаменитого прадеда. Единственный из Хренниковых, кто тоже решился связать жизнь с музыкой.
Из детских воспоминаний - этот самый кабинет и прадед, работающий над новыми мелодиями, песню про "Московские окна" он писал для Любови Орловой, но спел ее Леонид Утесов.
"К нему приходит Утесов и говорит: Тихон Николаевич, а у вас нет песни? - Есть у меня одна мелодия. Он сыграл. Он говорит: потрясающе. Позвонили Матусовскому, и он буквально там за ночь, за пару дней написал слова "Московские окна" - рассказывает внук Тихона Хренникова Тихон Хренников.
Он пришел в музыку, казалось, из ниоткуда, но точно навсегда. Мальчик из Ельца свое первое сочинение - этюд для фортепиано - написал в 13 лет и по почте отправил Гнесину. В 19 его приняли сразу на второй курс Московской консерватории. В 22 первая симфония, потом оперы " Мать" и "Буря", на ее премьере в Большом побывал сам Сталин.
Мастер крупных форм, широкую публику Хренников покорил легким жанром. В заразительные мелодии из кинофильмов "Верные друзья", "Гусарская баллада" моментально влюбилась вся страна.
Марш артиллеристов из ленты "В 6 часов вечера после войны" пели и солдаты в окопах, и сам Хренников, в 1945 году он приехал в действующую армию и дошел с ней до Берлина.
Темпераментный, с роскошной шевелюрой, единственная роль Хренникова в кино, в фильме "Поезд идет на Восток".
Владимир Зельдин полюбил его музыку еще во время работы над комедией "Свинарка и пастух."
Фильм "Свинарка и пастух" очень понравился Сталину, Хренников стал его любимым композитором и в 35 лет к своему удивлению возглавил Союз Композиторов СССР.
"Я приезжаю рассказываю Кларе, своей жене, она начинает плакать: ты должен немедленно отказаться, я говорю: как, если Сталин назначил?" - рассказывал народный артист СССР Тихон Хренников.
"На трибуну становится Тиша"- говорили о его публичных выступлениях. Оратор и тонкий дипломат. Партия быстро поняла: такому можно доверить идеологически важные поручения. По указанию ЦК Хренников критиковал Шостаковича и Прокофьва за формализм, но потом выхлопотал для них же сталинские премии.
"Человек высочайшего положения использовал это положение, чтобы помогать тысячам вообще музыкантов, композиторов. Ведь страшные репрессии коснулись, например, писателей гораздо в большей степени, чем композиторов" - говорит народный артист России Валерий Гергиев.
Он руководил советской музыкой 40 с лишним лет - при Сталине, Брежневе, Хрущеве и Горбачеве, но за эти годы не сочинил ни одной песни о вождях. Много лет возглавлял оргкомитет конкурса Чайковского.
В родном Ельце еще при жизни ему поставили памятник.
А он и в канун своего 90-столетия говорил: Вдохновение - это всегда результат упорной работы и любви.
"Любовь к любимой женщине - это всегда самый главный стимул для человека в его работе", - говорил народный артист СССР Тихон Хренников.