Петра Тодоровского похоронили на Новодевичьем кладбище
В Москве простились с Петром Тодоровским - режиссером, все фильмы которого - это яркие, очень правдивые и полные драматизма истории. "Любимая женщина механика Гаврилова", "Интердевочка", " Военно-полевой роман", Анкор, еще Анкор!". Тодоровский прошел всю Великую Отечественную и тему войны сделал главной в своем творчестве. Он писал сценарии, хорошо знал работу операторов и даже сочинял музыку. Казалось, в кинематографе не существовало профессий, которыми бы он не владел.
Прощались с Петром Тодоровским в Доме кино в том же самом зале, где он представлял свои фильмы, на той же самой сцене, на которую он много раз выходил, чтобы увидеть глаза своих зрителей, сказать им "спасибо".
Сегодня "спасибо" говорили ему. А общим в этом прощании было то, что с ним говорили, будто он никуда и не ушел, словно слышит слова тех, кто любил его и продолжает любить.
С ним никто не чувствовал себя на дистанции. Сказав всего пару фраз, улыбнувшись собеседнику, Тодоровский сразу снимал барьеры. И просто знакомые, не говоря уж про друзей и любимых, чувствовали себя в самом близком, доверительном кругу.
"Всегда, когда он выходил, у меня было такое ощущение, что света больше становится. Замечательный человек, большая потеря для всех нас", - признается журналист, писатель Генрих Боровик.
Он очень много дал своей семье как муж, как отец, как человек, сильный той самой спокойной мужской мудростью, которую настолько непросто обрести. Одноклассница его сына, Валерия Тодоровского, а ныне заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, до сих пор помнит обычное вроде бы школьное событие, давшее ориентир на будущее. По ее словам, когда их класс писал сочинение по теме "Отцы и дети", Валерий Тодоровский написал такое сочинение, что "весь класс стал бурно обсуждать, бывает ли такая дружба между отцом и сыном".
Тодоровский успел сказать людям многое, многое успел сочинить, спеть. Но ощущение недосказанности, какой-то болезненной недосказанности, остается у тех, с кем он вместе творил.
"В Петре Ефимовиче, в его фильмах, в его музыке, в его улыбке, в его гитаре, на которой он так чудесно играл, всегда был дух вот этого времени, которое уже не вернется никогда. С его уходом этот дух растворяется в сегодняшнем дне. И у меня всегда были и останутся к нему какие-то сыновние чувства", - вздыхает музыкант Гарик Сукачев.
На улице перед Домом кино большая очередь желающих проститься. В зале - почетный караул, ветераны пришли с орденами и медалями. Хоронят великого человека из поколения фронтовиков, из тех, кто победил и научил жизни.
Много цветов у гроба. Кто-то просто смотрел, стараясь сохранить в памяти лицо мастера, кто-то вставал на колени.
Почти все оставались в зале, чтобы выдохнуть, принять его смерть, осознать случившееся. Коллега и друг Тодоровского Марлен Хуциев признался, что сегодня он перестал быть атеистом.
"В последнее время я начинаю верить, что на этом жизнь не кончается. Уж больно хорошая компания там собралась, наверху. И я в последнее время и в эти тяжелые дни верю в то, что это не последняя наша встреча. Петя, придет и мой черед, и мы обязательно встретимся, мой дорогой друг. И уж тогда мы расскажем друг другу самые смешные, веселые анекдоты, вспомним все хорошее, чем была полна наша жизнь. Я с тобой не прощаюсь, не прощаюсь, и мы все не прощаемся. Ты был, есть и будешь", - сказал кинорежиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев.
А Елена Яковлева просто плакала и пыталась выговориться.
"В то, что сейчас здесь происходит, не верится, такого не может быть. Но, наверное, к этому надо как-то… Такой ералаш в голове. Но я безумно счастливая, потому что провела очень много часов и времени с этим замечательным человеком", - призналась народная артистка РФ Елена Яковлева.
Похоронили Петра Тодоровского на Новодевичьем кладбище. Похоронили, как боевого офицера, под залпы и гимн страны, которую он любил и берег, как только мог.