В Москве скончался фронтовик, выдающийся режиссёр, автор культовых фильмов Пётр Тодоровский
Петру Тодоровскому было 87 лет. Самым главным событием в его жизни стала война. Там Тодоровский встретил людей, которые сохранили достоинство и человечность в самых трудных обстоятельствах, потом они стали героями его фильмов. Все, кто знал Петра Ефимовича, говорят: он был человеком безграничного обаяния и таланта. В своих картинах он рассказывал только о том, что сам видел, чувствовал, пережил, поэтому зритель верил ему всегда.
Пётр Тодоровский сам говорил про себя: мое главное счастье в умении чувствовать жизнь. Он видел, слушал и слышал, осязал, он буквально дышал окружающим его, впитывал. В такт всему этому Тодоровский вибрировал, музыка выливалась из него. Не будучи профессиональным музыкантом, не зная даже нотную грамоту, он сочинял потрясающие мелодии. Просто так много в нем было пульсирующей жизни, которой нужен выход, много выходов.
"Своими гитарными этюдами он сопровождал все свои фильмы, он был уникален. Такое сочетание талантов случается крайне редко. И именно у него оно было так органично, не тыкающе пальцем тебе в лицо, что смотрите, я это могу, это могу. Тут вроде все живое, живое, живое, а получался чудесный Тодоровский. В каждом его фильме все это видно изумительно", - говорит Владимир Меньшов.
Как много из происходящего мы не ценим, не замечаем. Тодоровский был тем счастливчиком, который запоминал такое навсегда. Фронтовую королеву, в которую он, как и все мальчишки из его роты был влюблен безумно, он уже после войны увидел в совсем не королевской роли - продающей пирожки.
"Я обернулся и увидел: стояла женщина в телогрейке, в ватных брюках, немножко пошлая, облезлый маникюр, с папироской, и кричала хриплым голосом: "Пирожки!", - вспоминал режиссер. - Это была та самая фронтовая королева, в которую мы все теоретически были влюблены".
Про что бы ни снимал Тодоровский, получалось все равно про любовь, которая делает нас безумно ранимыми, но такими искренними, чистыми и красивыми. А ради чего собственно еще жить, если не ради таких эмоций?
"Все, что он делал на людях и для людей, было всегда наполнено любовью, что, наверное, самое главное", - отметил Никита Михалков.
Он не верил в разочарования, не сталкивался с ними, потому что просто не искал их. Те, кто работал с ним, с кем Тодоровский делал фильмы, по-настоящему любили его.
"Он настолько верил в его величество артиста. Во всех его фильмах никто не играет плохо. Это фантастический режиссер, он такой обладал аурой, что не поверить ему, не пойти за ним было нельзя", - говорит Всеволод Шиловский.
"В гимнастерке полуржавой те слова впитались в кров, чтобы помнила держава про войну и про любовь" - вот это Петя. Он показывал самое высокое в человеке. Даже не поверишь, глядя на него, что это может делать человек", - отмечает Валентин Гафт.
Все просто: Пётр Ефимович помогал раскрыть людям их сущностное.
"Это те люди, которые делали то кино, которое я хотел. Они его реализовали, сыграли все талантливо. Они обогатили мои фильмы. Они очень много предлагали. Они – золото", - говорил Пётр Тодоровский.
Судьба пощадила его на войне, которая, по сути, судьбой его и оказалась.
"Эта война меня держит. Я сниму 1-2 фильма о нашей действительности, потом все равно возвращаюсь в свою молодость, в свою войну", - говорил Пётр Тодоровский.
Последнее интервью, которое он дал Первому каналу, тоже о войне.
"Пехота есть пехота. Надо подняться и побежать навстречу огню. Иногда приходится ударить прикладом по спине, чтобы он встал и побежал", - рассказывал кинорежиссер, народный артист РФ, ветеран Великой Отечественной войны Пётр Тодоровский.
Между этими перебежками, каждая из которых могла стать последней, Тодоровский увидел фронтового оператора за работой и решил: если выживу, пойду работать в кино.
"Это последний в отечественном кино человек, который реально был фронтовиком и который был связан с войной непосредственно, так сказать, участвовал в ней. С уходом Петра Ефимовича, можно сказать, поколение фронтовиков, которые делали великое советское кино, ушло", - говорит Карен Шахназаров.
Прожитого на войне хватило на всю жизнь для сценариев, музыки, режиссуры для своих картин.
"Эти картины любимы до сих пор, и, я уверен, они будут любимы и тем поколением, которое сейчас не знает Петра Ефимовича. Все взрослеют, а эти темы вечны. Тема любви, войны - они навсегда останутся. Эти картины, я уверен, никуда не уйдут. Великий человек, с таким большим, огромным бычьим сердцем!" - отмечает Евгений Миронов.
Каждая история из его фильмов поражает глубиной. Знаменитый перестроечный фильм "Интердевочка" ведь не про путан, он про нелепое перекошенное общество и про то, что люди остаются людьми в любых обстоятельствах.
"Я сегодня утром наплакалась, нарыдалась, а сейчас как-то очень светло вспоминать, потому что он очень реализованный и состоятельный во многом: в талантливом сыне, в талантливых внуках, внучках. И, конечно, в своей музе, жене, подруге. Это такая вторая половина, которая либо по судьбе приходит к человеку, либо не приходит. Вот они соединились. Все-таки он счастливую судьбу прожил", - говорит Ирина Розанова.
Простое жизненное счастье этого мудрого человека видеокамера зафиксировала много раз. Он был счастлив, когда творил. На старой печатной машинке набивал сценарии к своим фильмам, и не только своим, а когда уставал, то брал в руки гитару, придумывая, под какие аккорды механик Гаврилов встретится со своей любимой женщиной, или что будет напевать низвергнутая с трона мужского обожания бывшая фронтовая королева из кинофильма "Военно-полевой роман".
Внимание! Изменения в телепрограмме Первого канала: завтра, сразу после 12-часовых новостей документальный фильм о выдающемся режиссере, а затем в 13:15 - одна из лучших работ Петра Тодоровского - художественный фильм "Любимая женщина механика Гаврилова".