Ушёл из жизни Пётр Тодоровский — фронтовик, оператор, композитор, сценарист, режиссёр
Сегодня на 88-м году жизни скончался режиссёр Пётр Тодоровский. После войны, куда он попал совсем молодым, стал оператором - снимал "Весну на Заречной улице", "Два Федора". В режиссуру Тодоровский пришел позднее. В его фильмографии 20 картин, самые искренние про войну. Не про сражения и победы, а про то, что она делает с людьми. К своим картинам он часто писал сценарии и музыку. В памяти многих режиссер останется необыкновенно скромным человеком.
Пётр Тодоровский сам говорил про себя: мое главное счастье в умении чувствовать жизнь. Он видел, слушал и слышал, осязал, он буквально дышал окружающим его, впитывал. В такт всему этому Тодоровский вибрировал, музыка выливалась из него. Не будучи профессиональным музыкантом, не зная даже нотную грамоту, он сочинял потрясающие мелодии. Просто вот так много в нем было пульсирующей жизни, которой нужен выход, много выходов.
Как много из происходящего мы не ценим, не замечаем. Тодоровский был тем счастливчиком, который запоминал такое навсегда. Фронтовую королеву, в которую он, как и все мальчишки из его роты был влюблен безумно, он уже после войны увидел в совсем не королевской роли - продающей пирожки.
"Я обернулся и увидел: стояла женщина в телогрейке, в ватных брюках, немножко пошлая, облезлый маникюр, с папироской, и кричала хриплым голосом: "Пирожки!", - вспоминал режиссер. - Это была та самая фронтовая королева, в которую мы все теоретически были влюблены".
Про что бы ни снимал Тодоровский, получалось все равно про любовь, которая делает нас безумно ранимыми, но такими искренними, чистыми и красивыми. А ради чего собственно еще жить, если не ради таких эмоций? Он не верил в разочарования, потому что просто не искал их. Те, кто работал с ним, с кем Тодоровский делал фильмы, по-настоящему любили его. Все просто: Пётр Ефимович помогал раскрыть людям их сущностное.
Судьба пощадила его на войне, которая, по сути, судьбой его и оказалась.
"Эта война меня держит. Я сниму 1-2 фильма о нашей действительности, потом все равно возвращаюсь в свою молодость, в свою войну", - говорил Пётр Тодоровский.
Увидев фронтового оператора за работой, он и решил: если выживу, пойду работать в кино. Прожитого на войне хватило на всю жизнь для сценариев, музыки, режиссуры. Каждая история из его фильмов поражает глубиной. Знаменитый перестроечный фильм "Интердевочка" вед не про путан, он про нелепое перекошенное общество и про то, что люди остаются людьми в любых обстоятельствах.
Простое жизненное счастье этого мудрого человека видеокамера зафиксировала много раз. Он был счастлив, когда творил. На старой печатной машинке набивал сценарии к своим фильмам, и не только своим, а когда уставал, то брал в руки гитару, придумывая, под какие аккорды механик Гаврилов встретится со своей любимой женщиной, или что будет напевать низвергнутая с трона мужского обожания бывшая фронтовая королева из кинофильма "Военно-полевой роман".
Внимание! Изменения в телепрограмме Первого канала: завтра, сразу после 12-часовых новостей документальный фильм о выдающемся режиссере, а затем в 13:15 - одна из лучших работ Петра Тодоровского - художественный фильм "Любимая женщина механика Гаврилова".