В Москве открылась выставка Александра Бенуа
Выставка "100 работ Александра Бенуа", посвященная одному из создателей знаменитого творческого объединения "Мир искусства", открылась в Москве. Рисунки Бенуа регулярно появляются на "русских торгах" крупнейших аукционов, но последняя и единственная крупная выставка художника проводилась 40 лет назад в Третьяковской галерее. В новой экспозиции кроме картин представлены дневники художника, над ними сейчас работают искусствоведы.
Чудом сохранившиеся кадры русских сезонов Дягилева в Париже. Главным художником-декоратором был Александр Бенуа. А еще создателем объединения "Мир искусства", автором многих сотен статей и монографий, театральным критиком и постановщиком. И это совсем не мало даже для человека, прожившего 90 лет, но далеко не все. Выставка "100 работ Александра Бенуа" - тому лишнее подтверждение.
"Среди его многочисленных профессий и занятий его достоинство как художника отошло на второй план. И связано это, в том числе и с тем, что у него очень давно не было персональной выставки. Последняя и единственная была больше 40 лет назад в Третьяковке. Задача нашей выставки показать Александра Николаевича Бенуа, как блестящего художника", - говорит искусствовед Варвара Ермакова.
Его не зря называют блестящим акварелистом - этому занятию художник отводил несколько часов каждый день. И потому наследие - огромное. Версальская серия - на выставке в отдельном зале. Франция, где Бенуа прожил в эмиграции больше 30 лет, всегда была для него родным местом. Рядом - экспозиция, посвященная путешествиям. Здесь и русские деревни, и Крым, и европейские пейзажи. Над столом, хоть Бенуа и не принадлежавшем, - работы, сопровождавшие художника повсюду. Они как окна - будь то вид из питерской квартиры или площадь в Праге или в Венеции. Вещи знаковые - тоже отдельно. Это и "Утро помещика", вошедшее в знаменитое издание "Картины по русской истории" и " В немецкой слободе" оттуда же, и "Представление султанше" - работа вполне историческая.
"Султанша - это маркиза де Монтеспан, которая была фавориткой Людовика XIV. Она изображена тут в виде дамы с собачкой. Султаншей ее называли, потому что ее отличала страсть к роскоши, хотя в то же время она была набожна, образована и умна. Ее двор был не менее великолепен, чем двор императрицы", - рассказывает искусствовед Наталия Курникова.
Многие из этих работ - свидетельства времени, как, например, большой театр в Петербурге, разобранный еще в конце XIX века. Но они, впрочем, совсем не литературны. Чего не скажешь о дневниках художника. До недавнего времени было известно лишь о записях до эмиграции. И вот на открытии выставки при приглушенном свете завеса секретности упала с тетрадей, исписанных мелким почерком, тех, что считали безвозвратно утерянными.
"С ними предстоит еще много работать, потому что почерк Александра Николаевича сложный, как всякого гениального человека, и следует расшифровать, систематизировать 106 тетрадей. Должен быть очень интересный материал. Его, конечно, надо опубликовать", - считает куратор выставки Наталия Курникова.
Дневники, говорят искусствоведы, как бы парадоксально ни звучало, станут иллюстрацией к живописным работам Александра Бенуа, а вовсе не наоборот. До публикации еще далеко, а картины можно увидеть уже сейчас, причем те, что в российских музеях не найти. Возможность в современной художественной жизни довольно редкая.