Александр Митта отмечает юбилей
28 марта юбилей у создателя первого советского фильма-катастрофы. Режиссеру знаменитого "Экипажа" - Александру Митте 80 лет. Всего за свою карьеру он снял полтора десятка фильмов. Это и "Друг мой Колька", и "Сказ про то как царь Петр арапа женил". Мастер не оставляет работу и сейчас - как раз заканчивает фильм о художнике Марке Шагале.
"Любой момент в моей жизни укладывается в простую вещь. Муза усаживает меня за столом, не дает покинуть и говорит: ты должен это сделать. Я говорю: Не хочу, устал! Она говорит: Надо!" - рассказывает кинорежиссер, сценарист, продюсер Александр Митта.
Ему проще нарисовать, чем рассказать. Никогда не расстается со своей перьевой ручкой. В голове у Александра Митты сотни картинок, которые превращаются в сценарии, а потом - в фильмы. Чудом сохранились раскадровки "Сказа про то, как царь Петр арапа женил". Обычно, закончив съемки, режиссер их выкидывает. "Вот граф танцует. По нему ударил молот, и он превратился в карлика..." - рассказывает юбиляр.
Митта часами может говорить об искусстве, и именно живопись часто вдохновляет его на творчество. Удивительно, что фильм о художниках: Шагале и Малевиче он снял только сейчас.
"Я люблю Шагала очень. Художник, которого хочется иметь на стене и бесконечно долго на него смотреть. А Малевич - это художник, которого надо иметь в мозгу", - говорит Александр Митта.
Его дипломную работу "Друг мой, Колька!" посмотрели 24 миллиона человек. Один из первых фильмов "Звонят, откройте дверь" с юной Леной Прокловой получил венецианского "Льва". А потом была картина "Экипаж", которую назвали первым в СССР фильмом-катастрофой.
"У нас не было даже формулы такой - катастрофы, мы не знали. Сказку сделали: самолет превращается в сказочный ковер-самолет, который может унести от беды. Нефть - это был образ дракона, который льется сверху и сжирает сам себя", - рассказывает Александр Митта.
Этот талантливый сказочник все, как бы сейчас сказали, спецэффекты, придумывал сам.
"Сегодня могли бы взять много всяких этих патентов. Мне нужно было, чтобы огонь шел за самолетом и как бы кусал его, хватал за хвост. И придумали такую тележку: выбрасывается пламя и как будто кусает", - рассказывает Александр Митта.
Он любит открывать новые имена или показывать уже известных актеров в неожиданном свете: как Алексея Гуськова в роли злодея и в то же время трагической фигуры, или Ренату Литвинову в роли жены военного в фильме "Граница. Таежный роман".
Секретами своей профессии он с удовольствием делится с молодыми кинематографистами.
"Я ограничиваюсь, жестко ограничиваюсь: только ремесло. Потому что талантов много, профессионалов мало. Что стоит между талантом и профессионалом? Умение" - убежден Александр Митта.
Сегодня Александр Наумович работает над монтажом фильма "Шагал-Малевич", (премьера ожидается осенью) и одновременно - над новым сценарием. О чем картина, режиссер пока не рассказывает. Не устает повторять, работа и есть его жизнь.
"Знаете, в картине "Экипаж" есть такой персонаж, который для меня является метафорой моей жизни. Когда самолет опустился, то его на коляске вывезли и тащат его на носилках. И он вскакивает с носилок и кричит: "Я живой!" И бегает вокруг, и кричит: "Я живой! Я живой!" Вот это то, что я хочу донести в любой картине. Что, ребята, я еще не чучело!" - говорит Александр Митта.