Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
8 февраля 2013, 15:13

Соцреализм в картинах, скульптурах и фотографиях — открылась выставка «Рабочие и колхозницы»

Красота по-советски. В выставочном центре "Рабочий и колхозница" в Москве можно увидеть лица, которые украшали обложки журналов в 50-х годах. Лучшие труженицы заводов и колхозов - вот кто вдохновлял творцов соцреализма.

В выставочном зале под монументом "Рабочей и колхозницы" экспозиция практически с одноименным названием. Здесь все - живопись, скульптуры, фотографии, как куплеты некой радостной песни о строительстве новой страны.

"Нам хотелось увидеть образ времени через вещи незаезженные, нетривиальные, но которые четко передают дух времени", - сказала куратор Марина Лошак.

Этот натюрморт, пожалуй, и есть главный символ того времени. Вместо привычных фруктов и цветов - кусок угля из Донбасса на газете "Правда". Если присмотреться, буквами помельче - речь товарища Сталина. Зал живописи как путешествие по советским заводам: шарикоподшипников, велосипедов, галош. Цеха - мартеновский, горячепрокатный - главная натура для советских художников.

В это время популярны большие тематические картины, с обязательным сюжетом, подробным рассказом о том, что было, есть и будет после. Вот, например, конвейер Сталинградского завода - не упущена ни одна деталь, от начала производства до готовых тракторов, выходящих за ворота.

Живопись соцреализма - это, в основном, индустриальные пейзажи, хотя и деревенские тоже есть на выставке. Большинство художников не стали знаменитыми - жанр в то время был важнее авторства.

"В тот период были целенаправленные выставки, которые отображали жизнь того времени, индустриальный пейзаж, социндустрия. И нужно было рассказать о жизни трудящихся", - говорит заместитель главного хранителя Государственного выставочного центра "РОСИЗО" Наталья Гагиева.

Главный принцип соцреализма - правдивость - легко уживался с главной его задачей - идейной переделкой и воспитанием в духе социализма. Парадные производственные портреты тому яркий показатель: лучшая телятница, лучшая птичница и стерженщица литейного цеха. Порой они снимались часами, и на выставке - уникальные фотографии - это дубли, которые в итоге были забракованы: или улыбка, как бы сейчас сказали, не голливудская, либо животные в самый ответственный момент отвернулись от фотографа.

От них сильно отличаются портреты Вадима Ковригина, тоже официального фотографа того времени.

"Характер этих изображений другого свойства: менее приподнятый, помпезный, официальный и в значительной степени драматический. Очень художественное отношение к жизни", - отмечает Марина Лошак.

Интересна сама история Ковригина - он был арестован из-за ошибки фотолаборанта. Тот послал в журнал снимок с тенью на лице вождя. От расстрела фотографа спас случай - в кабинете следователя висела фотография Сталина, сделанная самим Ковригиным. Но он все равно был оправлен в ссылку. И многие из его работ, как и произведения других авторов, на выставке показывают впервые.

 

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей