Соцреализм в картинах, скульптурах и фотографиях — открылась выставка «Рабочие и колхозницы»
Красота по-советски. В выставочном центре "Рабочий и колхозница" в Москве можно увидеть лица, которые украшали обложки журналов в 50-х годах. Лучшие труженицы заводов и колхозов - вот кто вдохновлял творцов соцреализма.
В выставочном зале под монументом "Рабочей и колхозницы" экспозиция практически с одноименным названием. Здесь все - живопись, скульптуры, фотографии, как куплеты некой радостной песни о строительстве новой страны.
"Нам хотелось увидеть образ времени через вещи незаезженные, нетривиальные, но которые четко передают дух времени", - сказала куратор Марина Лошак.
Этот натюрморт, пожалуй, и есть главный символ того времени. Вместо привычных фруктов и цветов - кусок угля из Донбасса на газете "Правда". Если присмотреться, буквами помельче - речь товарища Сталина. Зал живописи как путешествие по советским заводам: шарикоподшипников, велосипедов, галош. Цеха - мартеновский, горячепрокатный - главная натура для советских художников.
В это время популярны большие тематические картины, с обязательным сюжетом, подробным рассказом о том, что было, есть и будет после. Вот, например, конвейер Сталинградского завода - не упущена ни одна деталь, от начала производства до готовых тракторов, выходящих за ворота.
Живопись соцреализма - это, в основном, индустриальные пейзажи, хотя и деревенские тоже есть на выставке. Большинство художников не стали знаменитыми - жанр в то время был важнее авторства.
"В тот период были целенаправленные выставки, которые отображали жизнь того времени, индустриальный пейзаж, социндустрия. И нужно было рассказать о жизни трудящихся", - говорит заместитель главного хранителя Государственного выставочного центра "РОСИЗО" Наталья Гагиева.
Главный принцип соцреализма - правдивость - легко уживался с главной его задачей - идейной переделкой и воспитанием в духе социализма. Парадные производственные портреты тому яркий показатель: лучшая телятница, лучшая птичница и стерженщица литейного цеха. Порой они снимались часами, и на выставке - уникальные фотографии - это дубли, которые в итоге были забракованы: или улыбка, как бы сейчас сказали, не голливудская, либо животные в самый ответственный момент отвернулись от фотографа.
От них сильно отличаются портреты Вадима Ковригина, тоже официального фотографа того времени.
"Характер этих изображений другого свойства: менее приподнятый, помпезный, официальный и в значительной степени драматический. Очень художественное отношение к жизни", - отмечает Марина Лошак.
Интересна сама история Ковригина - он был арестован из-за ошибки фотолаборанта. Тот послал в журнал снимок с тенью на лице вождя. От расстрела фотографа спас случай - в кабинете следователя висела фотография Сталина, сделанная самим Ковригиным. Но он все равно был оправлен в ссылку. И многие из его работ, как и произведения других авторов, на выставке показывают впервые.